Кто прав: Мутко или Путин?

2134Евгений Слюсаренко
Кто прав: Мутко или Путин?

На прошлой неделе президент России Владимир Путин провёл в своей резиденции в Ново-Огарево первое после реорганизации заседание президентского Совета по развитию физической культуры и спорта РФ. На нем президент страны дал максимально жесткую оценку выступления сборной России в Лондоне. "Согласно планам спортивных федераций и Минспорта, из 37 олимпийских видов российские спортсмены способны выиграть золотые медали в двадцати, но в Лондоне эти высшие, самые высокие ожидания не были подтверждены", — сказал Путин. Между тем, сразу после возвращения из Лондона министр спорта Виталий Мутко назвал результат команды "блестящим".

Чтобы понять кто прав — Мутко или Путин? — Евгений СЛЮСАРЕНКО в блоге на rusbiathlon.ru дублирует свой текст для журнала «Чемпион Клуб» (его следующий номер должен выйти в конце года). Для этого достигнутые показатели были проанализированы с точки зрения чистой арифметики, а за точку отсчета была взята Атланту-96 — первая Олимпиада, где Россия выступала отдельной командой.

Логично? Логично!
Для начала, чтобы не было путаницы, определимся в терминах. По общепринятой номенклатуре, летние олимпийские виды спорта подразделяются на пять групп: циклические, единоборства, игровые (личные и командные), сложнотехнические и сложнокоординационные. В этой классификации есть недостатки. Например, всю легкую атлетику относят к «циклике», хотя там достаточное количество метаний и прыжков, никак не подходящих под это определение. Другой пример: в категорию единоборств записывают тяжелую атлетику.
«Чемпион Клуб» в своей экспертизе решил отталкиваться от банальной логики. Прыжковые дисциплины легкой атлетики были отнесены к сложнокоординационным видам, а тяжелая атлетика и легкоатлетические метания — к сложнотехническим.

Классификация летних олимпийских видов спорта
Циклические: легкая атлетика (бег и ходьба), гребля на байдарках и каноэ, академическая гребля, велоспорт, плавание, триатлон.
Единоборства: бокс, дзюдо, тхэквондо, борьба вольная, греко-римская и женская, фехтование
Игровые (командные): баскетбол, футбол, гандбол, хоккей на траве, волейбол, водное поло
Игровые (личные): бадминтон, пляжный волейбол, настольный теннис, теннис.
Сложнотехнические: стрельба из лука, гребной слалом, конный спорт, современное пятиборье, пулевая и стендовая стрельба, парусный спорт, тяжелая атлетика, легкая атлетика (метания).
Сложнокоординационные: прыжки в воду, художественная и спортивная гимнастика, прыжки на батуте, синхронное плавание, легкая атлетика (прыжки).

Циклические виды: надо прибавлять
Наиболее урожайной для россиян была Атланта-96, где мы получили сразу 8 золотых наград. Во многом, впрочем, этого удалось достичь успехами всего двух пловцов: Александра Попова и Дениса Панкратова, на двоих одержавших четыре победы. Примечательно, что на протяжении следующих 16 лет россияне в олимпийских бассейнах более не побеждали.
Неудивительно, что спустя всего четыре года в Сиднее олимпийскую команду «цикликов» ждал оглушительный провал — всего 2 победы. Определенные выводы были сделаны, и уже в Афинах число золотых медалей удалось довести до приемлемой цифры (5), а в Пекине поднять планку еще выше (6). В Лондоне прогресса в этом отношении не было — те же 6 первых мест. Для борьбы за третью-четвертую позицию в общекомандном зачете, наверное, неплохо, но если мы хотим бороться в Рио-2016 с Китаем и США (а Виталий Мутко это обещает), число побед нужно поднимать раза в два.
Резервы роста: плавание, велоспорт, академическая гребля (ни одного золота в Лондоне на всех).

Единоборства: минус один
Самые стабильные представители олимпийской сборной России, на всех постсоветских Олимпиадах приносившие около трети побед всей команды. После великолепного результата в Сиднее (11 первых мест), все остальные Игры наши единоборцы штамповали одно и то же число золотых медалей — 9. В Лондоне, к сожалению, таковых оказалось на одну меньше — лишь 8. В первую очередь, сбой допустили фехтовальщики (без побед), борцы-вольники и боксеры (по одной). С другой стороны, им на выручку пришли дзюдоисты, которые впервые за всю историю участия в Олимпиадах выиграли сразу 3 золота.
Также отметим 2 победы «классиков», а также первый в истории успех в женской борьбе от Натальи Воробьевой. В целом, единоборцам удалось подтвердить свой традиционно высокий уровень, но через четыре года мы вправе ждать от них большего. Для начала — попытаться приблизится к результату Сиднея-2000.
Резервы роста: фехтование, вольная борьба, бокс, тхэквондо (лишь две победы в Лондоне на всех)

Игровые виды: отставание увеличивается
Традиционная головная боль всей команды. Достаточно сказать, что за отчетный период россияне выиграли только 4 золотые медали. В личных видах это теннисисты Евгений Кафельников в 2000 году и Елена Дементьева в 2008; в командных — мужская сборная по гандболу (2000) и мужская сборная по волейболу (2012).
Надо заметить, что статистика в личных видах не так удручает: в конце концов, в том же бадминтоне или настольном теннисе мы и в позднесоветские времена были не на первых ролях. Но вот с командными видами надо что-то делать. Достаточно сказать, что с каждым новым четырехлетием на Игры квалифицируется все меньше наших сборных: 8 команд в Сиднее, по 7 — в Афинах и Пекине, 6 — в Лондоне. И даже героическая победа мужчин-волейболистов и первая в новейшей истории бронза баскетболистов не скрашивает эту тенденцию.
Резервы ростав: одное поло (мужчины), гандбол (мужчины), хоккей на траве и футбол (мужчины и женщины). Все эти даже виды не получили квалификацию в Лондон.

Сложнотехнические: повторение антирекорда
Похвастаться здесь нечем: в Лондоне россияне повторили пекинский исторический минимум за все время участия в Олимпиадах — лишь одна победа (в этот раз отличилась метательница молота Татьяна Лысенко). Без золота сенсационно остались тяжелоатлеты, стрелки, пятиборцы — то есть, все те виды, которые на протяжении более чем полувека приносил славу советскому и российскому спорту. Лучшим результатом за последние годы стали Афины (7 первых мест), далее следуют Атланта (5), Сидней (2) и Пекин (1).
Получается, результат Лондона трудно назвать сенсационным — к этому все шло. Очень хочется верить, что спад в этих исконно наших видах будет преодолен — иначе в Рио нашим олимпийцам можно забыть о первой тройке общего зачета. Максимально жесткие выводы стоит сделать в первую очередь Минспорта. Потому что, как показала практика, далеко не все федерации способны ним самостоятельно.
Резервы роста: все виды спорта и дисциплины

Сложнокоординационные: шажок вперед
Наряду с единоборствами, во все годы именно на представителей этих видов спорта возлагались основные надежды. Один лишь факт: за всю историю участия в Олимпиадах наибольшее число золотых медалей — у представителей спортивной гимнастики. В новейшую историю великолепный результат был достигнут в Сиднее (15 побед). Все остальные Игры результат был куда скромнее: Атланта — 4, Афины — 7, Пекин — 6, Лондон — 8.
Выступление в Лондоне порадовало первыми победами с 2000 года в спортивной гимнастике и прыжках в воду, а также стабильностью «художниц» и синхронисток (третью Олимпиаду подряд они забирают все золото). Иными словами, некоторый прогресс наметился. Теперь надо его развить — вряд ли тех же гимнастов, у которых разыгрывается 14 комплектов наград, стоит перехваливать за один-единственный успех.
Резервы роста: прыжки в воду, спортивная гимнастика, прыжки на батуте (2 золота на всех).

Выводы: радоваться рано
Итак, подробный анализ выступления олимпийской команды России говорит, что лондонские Игры с определенными оговорками можно назвать удовлетворительными. Оговорки эти следующие. Не до конца выполнен план: изначально говорилось о 25 победах и третьем месте в общем зачете. Кроме того, глобального прорыва не произошло ни в одной группе — небольшого прогресса достигли только игровики (за счет победы волейболистов) и представители сложнокоординационных видов. В остальном россияне либо остались на своих позициях, либо опустились еще ниже.
Впрочем, окончательные выводы можно будет сделать только через четыре года в Рио-де-Жанейро — так сказать, задним числом. Только на расстоянии станет понятно, что было в Лондоне: закладка фундамента для будущих успехов или топтание на месте. А сейчас стоит поздравить победителей и призеров, засучить рукава — и с головой уйти в работу.

Сборная России на летних Олимпиадах
Атланта-1996: 26 золотых, 21 серебряная, 16 бронзовых, 63 всего (2 место в общем зачете)
Сидней-2000: 32, 28, 29, 89 (2)
Афины-2004: 28, 26, 38, 92 (3)
Пекин-2008: 23, 21, 29, 73 (3)
Лондон-2012: 24, 26, 32, 82 (4)*

* Примечание: в ближайшее время у сборной России будет официально отнята серебряная медаль Лондона-2012 из-за положительной допинг-пробы метательницы диска Дарьи Пищальниковой.

Евгений Слюсаренко — специально для журнала "Чемпион Клуб" (www.wrestrus.ru)
Все статьи автора: www.facebook.com

    Комментарии 34

    Судя по тому, как уверенно чувствует себя МуДко в своём кресле, можно сказать, два сапога-пара. Скорей всего повязаны в деле определения страны-хозяйки ЧМ 2018 по футболу. Но господа явно не понимают, что если они уступят позиции по ОИ в Рио, следующими будут зимние ОИ и домашний ЧМ по футболу. Придёт время, найдётся новый компромат и будет принято «правильное решение».

    По поводу правы или не правы. Вот любопытная штучка. 14 ноября Олимпийский портал Sportcal опубликовал доклад, согласно которому (по оценкам около 700 экспертов) Россия получила статус лидера мирового спорта на период 2013-2018. Этот статус присваивается не столько за прошлые достижения, сколько за потенциал. С 2007 по нынешний год лидером по этой «шкале ценностей» с агромадным отрывом считался Китай. И он вполне смог реализовать этот потенциал, который в нем в 2006 году увидели международные эксперты — все у всех на виду. Как хотелось бы, чтобы и Россия расстаралась не только для мирового сообчества (Олимпиада, ЧМ по футболу, по плаванию и т.п., но и на этом фоне, по примеру Китая, смогла скакнуть в плане развития спорта унутри себя.
    На мой взгляд, печаль — в российском чиновничьем менталитете: закладываем на спорт (инновации, культур-мультур и пр.) миллиарды, половину перекладываем в свой карман,на остаток пускаем пыль в глаза мировому сообществу, ну а крошки со стола барским жестом смахиваем на закусь народу. С другой стороны — все-таки тертые мировые эксперты предсказали, а они наверняка делали поправку на менталитет. И тем не менее, поставили в этой букмекерской конторе на Россию))
    Кстати, я проголосовал за «оба правы» — а то неудобно, пунктик по моей просьбе открыли,а в ем дырка.

    Прав конечно же Путин. Но виноваты оба.
    В последнее время власти не справляются с ситуацией в стране, и эта истерика — лишнее тому подтверждение.

    Nikolas

    Понятно,конечно,что одни слова.
    Но ведь должен Мутко как-то отреагировать ?

    Алина, они все много чего говорят,дают «МАКСИМАЛЬНУЮ жесткую оценку»-только это все слова,одни слова. Путин уже 13-год все что-то там говорит и обещает(то догнать Португалию,то рубль сделать конвертируемой общемировой валютой,то ВВП увеличить в разы и создать 25 млн. дополнительных рабочих мест и какие-то нано-технологии внедрить и т.д. и т.п). Я уже привык и не реагирую вообще никак.

    Соколов Владимир Еремеевич

    Ну он мог бы и промолчать,а все-таки обратил внимание,и дал МАКСИМАЛЬНО жесткую оценку!
    Значит не все так безнадежно у нас? Грядут изменения?

    Алина,
    в обновлённого и прозревшего ВВП верится с трудом...

    Соглашусь с Багирой. Я выбрала-третье. Путин.
    Отношение у меня к нему однозначное,но очень важно,что Президент страны все-таки обратил внимание и дал максимально жесткую оценку выступления сборной России в Лондоне.
    А это означает,что Мутко будет вынужден хоть что-нибудь предпринять,изменить,встать со своего кресла(которое под ним зашаталось) и пошевелить тем,что есть у него в голове.

    Соколов Владимир Еремеевич

    «Не о завтрашних «успехах» российского спорта надо писать, а бить в набат, что разваливается заложенная ещё в советское время БАЗА и ОСНОВА, питающая большой спорт, иначе завтра уже будет поздно..»

    Может быть Путин и забил в набат первым?

    Ida,
    соглашусь отчасти с тобой в таком подходе. От частного к общему... Можно и так, а не наоборот. Всё взаимосвязано. Как Путин не может жить без своей новейшей номенклатуры, так и она заинтересованы в его прикрытии. Круговая порука...

    Беда в том, что идёт ИМИТАЦИЯ работы, а не сама РАБОТА. И у нас в каждом ведомстве сидят такие «мутко». Вопрос только в том, ворует ли человек по понятиям, или он беспредельщик... Планка дозволенного для преданных и личной «гвардии» ВВП постоянно повышается...

    История с Сердюковым очень характера в этом плане — зарвался мужик. На очереди проверка роскосмоса, устроителей владивостокского саммита и некоторых других — показательная порка «отличившихся»...
    Страна гибнет...
    Я не адвокат Мутко, но от перестановки слагаемых сумма не меняется — элементарное правило...

    Соколов Владимир Еремеевич,

    это удобная позиция для таких министров: а я чего? я винтик. Его поставили на спорт — отвечай. Хотя бы мог понять, что у него творится в федерациях и как они готовятся к ОИ? А если так кивать на общую ситуацию, то можно и вообще ничего не делать. Но есть же люди, которые даже в такой ситуации делают.
    Так что у меня к Путину — отдельный счет, а к Мутко — отдельный.

    Владимир Еремеевич,всё верно.
    — не хочу навязывать своё мнение всем...для себя решил, что пора будить Петра-1, Грозного и Сталина.думаю, что простому люду хуже не будет. многим терять уже нечего, кроме своих цепей. а сердюков-это сегмент кочующей номенклатуры-он неприкасаемый.

    алексей,
    согласен с Вами. Вы приводите примеры вопиющей несправедливости.
    История снятия с должности министра обороны Сердюкова размещена сейчас во всех СМИ. У меня нет слов... Этого деятеля вместе с его покровителями, подчинёнными и любовницами надо упрятать за решётку и надолго... Пока же вижу номенклатурное перемещение Сердюкова по горизонтали в другое место на другой тёплый стул. Не электрический. Будет воровать дальше... Несчастная страна...

    Впрочем, давайте лучше за спорт, где своего бардака полон двор.
    Развалена система детско-юношеского и массового спорта. Разрушено основание спортивной пирамиды. Недостойная оплата тренерского звена.
    Спорт становится недоступным для детей, не по карману государству финансировать массовые физкультуру и спорт в стране. А то что выделяется — разворовывается и уходит только на верхушку спортивной пирамиды. До низов доходят крохи... Местным властям, за малым исключением , на спорт тоже наплевать... Все заняты набиванием собственных карманов, да ещё и местную номенклатуру кормить надо. Распилы, откаты... Не страна, а какая-то «пилорама»...
    Что там физкультура и спорт, само здоровье нации под угрозой, причём не только физическое, но и нравственное...

    Не о завтрашних «успехах» российского спорта надо писать, а бить в набат, что разваливается заложенная ещё в советское время БАЗА и ОСНОВА, питающая большой спорт, иначе завтра уже будет поздно... А политикам конечно желательно попиариться за спортивный счёт. Все эти популистские приглашения удачливых спортсменов в Кремль имеют и обратную сторону, как и медаль, в т.ч. и олимпийская.
    И сторона эта далеко не блестящая...
    Поздравляю всех победителей последней Олимпиады! Их победа ДОРОГОГО стоит!

    Олег,
    рад тебя снова видеть и слышать. Нашего полку прибыло!

    Оценка Путина — мне ближе и понятней, нежели от Мутко.

    Но вот с общей оценкой ситуации в спорте — полностью согласен с мнением Соколова Владимира Еремеевича! Жму руку, коллега!
    Ну и конечно же — материалу автора 5+
    Больше нужно таких статей и анализов со статистикой и очевидными выводами. Браво РБ-блогосфере и её авторам!

    1) Президент всегда прав.
    2) Если кто-то не согласен, см.п.1

    алексей,
    Не министра надо вводить в краску, а губернаторов — вот кто непосредственно ответственен за нищенские зарплаты в регионах, в том числе и у тренеров.

    Владимир Еремеевич, дискуссия неуместна. думаю, что Ваш аргумент окончателен и обжалованию не подлежит. даже стало немного грустно-хотя, бледный лучик в конце тоннеля забрезжил, после увольнения «верки сердючки» ( он же бывший МО Сердюков,который так насмешил наших военных, повесив им погон на брюхо...о других делах не буду напоминать. я,конечно, не подстрекатель,но,считаю,что представитель «страшной силы» ( СМИ ) ,Евгений Слюсаренко, со своими коллегами должны начать, как можно чаще, вводить в краску нашего министра спорта по поводу зарплат простых тренеров ( 4 500 т.руб. в месяц )

    Российсий спорт ДЕГРАДИРУЕТ планомерно вместе со страной в целом.
    Виновата СИСТЕМА и Путин, как её олицетворение в построенной им недееспособной вертикали власти, где он и поместил себя на самый верх — на «кол»...
    Мутко — всего лишь производное от этой порочной системы — от него не так много зависит. Уже и вливание денег мало что даёт. Разрушены ОСНОВЫ.

    Но жизнеспособный и удивительно живучий организм, созданный ещё в советские времена, не так просто задавить... Худ.гимнастика, синхр. плавание, и некоторые другие виды спорта являют собой пример такой живучести и выживания в тяжелейших условиях БЕЗВРЕМЕНЬЯ...

    Так что, уважаемый автор блога, «закладка фундамента для будущих успехов» — это не про нас.
    «Топтание на месте» — слишком оптимистично.
    Сползание вниз — это в самый раз, реалистично.
    Подискутируйте, если пожелаете и найдёте время...

    В предложенном Вами опросе выбираю вариант №1.
    С уважением к представителю СМИ.

    Евгений Слюсаренко, здравствуйте.
    У меня вопрос насчёт Пищальниковой. До игр были взяты пробы и тест дал отрицательный результат. Почему после взяли именно у неё? У Вас есть какая-либо информация по этому поводу или может своё мнение по данной ситуации?
    К сожалению это уже не первый случай с нашими спортсменами и напрашивается вывод, что кому-то это было надо. И скорее всего именно из России.

    Да, Алексей Каринцев прав — если есть желание, мне можно здесь задавать вопросы. Постараюсь (если вопросы все-таки возникнут) ответить вечером :)

    Lisslinn, да все верно, просто у меня Мутко вызывает уважения меньше, чем кто-либо, он ведь весь спорт курирует.

    Солидарен с Алексеем насчет Бубы.

    а я абсолютно согласен с оптимистом и весельчаком Бубой.

    Меня больше всего удивило то, что Мутко собирается усидеть в кресле министра не менее чем до Рио. Я бы его выгнал уже тогда, когда он сказал, что при выборе приоритетного финансирования: массового спорта или спорта высших достижений — государство должно выбрать спорт высших достижений. И это говорил государственный человек, на которого возложены обязанности по развитию спорта в стране, как вида культурного досуга и оздоровления нации.

    оба только оба,без одного небыло и другово,а выбираю путина как старшего

    Карагодин, да, когда Федерации по наследству передаются, это лучше? Или олигархи безо всякого уважения к министру начинают говорить про «весеннее Мутко(или мутко)»...

    Lisslinn, а то, что именно Мутко бессилен перед олигархами, не столь уж и плохо, наворотил бы, мало не покажется.

    Абсолютно согласна с Алексеем))

    А почему нет пунктика Оба правы?

    Я думаю уже хорошо, что вообще политики что-то делают в направлении развития спорта в стране, внимание к спорту это уже «правильно».

    И я так понимаю, можно вопросы задавать автору блога.

    И что удивительно, деньги на спорт выделяют и немалые, а результаты, зачастую прямо пропорциональны. Чем больше финансирование, тем ниже результат. Думаю беда в том, что в спорт, на руководящие должности, пришли люди, далёкие от спорта и нечистые на руку.

    Lisslinn, не думаю, что заменив Мутко можно в корне переломить ситуацию. Менять надо всю систему. Когда олигархам будет в принципе невозможно диктовать свои условия министру или государству.

    Багира, а Путин не при чем? не он ли назначил Мутко? не он ли именно на Мутко не сдержал обещания по полному обновлению правительства? Мутко бессилен перед олигархами, а Путина это устраивает, вот что самое страшное, ИМХО...

    Евгений Слюсаренко, спасибо. Очень интересно.

    По теме топа. Выводы не радуют. Считаю, что прав Путин, радоваться таким результатам не стоит. Надо поднимать наш спорт из той ямы, в которую его загнали.

    Президент сам построил такую вертикаль, которая действует на всех её уровнях и во всех сферах, в т.ч. и в спорте. Приветствуется некомпетентность (плохо быть умнее даже самОго отстойного начальника), да всегда есть возможность запустить ручонку в казну. Такие же тренеры, как Алекно, не в чести. Что-то СМИ маловато внимания уделили победе его команды, обычно у нас победы такого уровня муссируются до невозможности. Просто тренер строптив, самостоятелен, жЕсток с начальниками любого ранга, словом, наделен такими качествами, коих начисто лишены его руководители. Пока Мутко и всякого рода Жуковы будут предпочтительнее Фетисовых, не стОит ожидать прорывов в спорте. А, вообще, мне кажется, это просто очередные игрища президента.

    Я выбрала сначала первый вариант — «ни тот, ни другой». Так как ситуация в спорте зависит от общей ситуации в стране.
    И поспешила. Можно сколько угодно переживать за общую ситуацию в стране, но если человек на своем месте при отличном государственном финансировании не может навести порядка, то виноват он. Все эти тенденции были известны уже давно. ИМХО, конечно, но министр их не учел в своей деятельности. И деньги прошли, как не в коня корм.
    Понятно, что Мутко называют неприкасаемых в определенных федерациях. Хорошо работает федерация или ничего не делает, или ее деятельность вообще идет во вред развитию этого вида спорта, — Мутко делает вид, что ничего не может сделать, такова жизнь и таковы правила игры. А сам просто лавирует, стремясь сохранить, прежде всего, свое кресло. По большому счету: не можешь ничего сделать с неприкасаемыми — уходи, все равно все пустил на самотек.
    В свое время ушел Вячеслав Фетисов.

    Автору спасибо. Четкий анализ.

    только время покажет, кто прав, что происходит: «закладывается фундамент для будущих успехов или происходит топтание на месте»...пока все выглядит, как второй вариант...
    И рассматривать,на мой взгляд, нужно работу Федерации за цикл:от ОИ до ОИ... Положительная динамика-хорошо, отрицательная-значит что-то делается не правильно. До ОИ в Лондоне был поднят шум в СМИ по поводу отбора среди боксеров...результат всем известен...
    А еще показывали ОЧ Лондона по ТВ, так он говорил, что для поездки на ОИ вынужден был взять кредит... Вопрос: при таком отношении государства к спортсменам самого высокого уровня(выше ОЧ не бывает) какой результат мы хотим получить?
    Голосую за первый вариант...

    президент продолжает биться, как рыба об лёд, или просто имитирует эту «локомоцию»
    министр, как всегда, смотрит в книгу, а видит в ней фигу, потому что он не на своём месте.

    Летние Олимпийские игры. Новости

    Фото от болельщиков · 2390

    Летние Олимпийские игры Встреча героев бразильской Олимпиады-2016 в Рио
    Летние Олимпийские игры Встреча героев бразильской Олимпиады-2016 в Рио
    Летние Олимпийские игры Встреча героев бразильской Олимпиады-2016 в Рио
    Летние Олимпийские игры Российский хоккей: Russia's former and current Olympic team фото (photo)
    Летние Олимпийские игры LONDON, ENGLAND — AUGUST 22: A London 2012 Paralympic games volunteer фото
    Летние Олимпийские игры LONDON, ENGLAND — AUGUST 22: 'Elton' the spectacled фото