Формирование культуры здоровья студентов единоборцев
Сегодня все большую популярность приобретают вопросы, связанные с образом жизни студентов. Это вызвано постоянным ухудшением здоровья студентов и выпускников высших учебных заведений, ростом заболеваемости в процессе профессиональной подготовки и дальнейшим снижением функциональных резервов организма и работоспособности. В связи с тем, что уровень заболеваемости студентов во многом зависит от их образа жизни, или другими словами культуры здоровья, эти вопросы заслуживают углубленное внимание стороны врачей, педагогов высшей школы и других специалистов.
В результате проведенного исследования учеными было определено состояние физического и психического здоровья студентов факультета физической культуры, которые являются ведущими показателями уровня сформированности культуры здоровья.
В ходе исследования были сформированы две группы — контрольную (15 человек) в которую входили студенты 1-4 курсов физико-математического факультета и экспериментальную (15 человек), в которую была включена студентов 1-4 курсов факультета физической культуры, занимающихся спортивными видами единоборств.
Уровень физического здоровья студентов ученые измеряли с помощью экспресс-системы оценки уровня здоровья, которая была детально описана. Для оценки уровня здоровья, на основе измерения основных антропометрических и физиологических показателей ученые рассчитывали: индекс массы, жизненный индекс, силовой индекс, индекс Робинсона и функциональную пробу (проба Мартинета).
Полученные результаты по всем вышеперечисленным показателям оценивались в баллах. Подытоживая балла, по всем показателям и сопоставляя их со шкалой, мы определяли уровень физического здоровья испытуемых — низкий (1), ниже среднего (2), средний (3), выше среднего (4), высокий (5).
Так, сравнивая основные показатели физического здоровья испытуемых мы получили следующие результаты: индекс массы тела у испытуемых контрольной группы (студенты, не занимающихся спортом) оказался выше среднего, что означает небольшой избыток веса в отдельных испытуемых этой группы, этот же показатель в исследуемых экспериментальной группы (студенты, занимающиеся единоборствами) оказался средним, что соответствует норме.
Другая картина наблюдалась при исчислении жизненного индекса испытуемых. Так, у студентов экспериментальной группы он высокий (67,40 ± 1,91), тогда как у испытуемых контрольной группы находится на среднем уровне (56,44 ± 1,03). Статистически достоверно отличаются у испытуемых контрольной и экспериментальной групп и силовые индексы.
Индекс Робинсона оказался почти одинаковым в обеих группах. А вот время восстановления после 20 приседаний за 30 с. в контрольной группе оказался значительно хуже (131 ± 6,45), чем в экспериментальной (85,13 ± 2,79).
Интересная картина наблюдалась и при исчислении общего уровня физического здоровья испытуемых. Так, только в 7% испытуемых контрольной группы уровень физического здоровья оказался средним, у 47% — ниже среднего и в 46% низким. В экспериментальной же группе у 27% исследуемых этот показатель был выше среднего, в 60% — средним и в 13% ниже среднего.
Подобная картина оказалась и при определении психического здоровья испытуемых. Обработав анкеты "Оценка напряженности" исследуемых мы получили следующие результаты: в состоянии относительного благополучия находятся 67% испытуемых экспериментальной группы и 33% контрольной группы, до зоны риска принадлежит 20% исследуемых экспериментальной группы и 40% контрольной группы, у состоянии неблагополучия находится 13 % студентов, занимающихся единоборствами и 27% студентов-неспортсменов.
Выводы. Таким образом, у спортсменов общий уровень физического и психического здоровья значительно выше почти по всем показателям. Занятия спортивными единоборствами способствуют улучшению физического и психического здоровья и повышению уровня культуры здоровья студентов.
Фото: gettyimages.com
Комментарии