Интерес к биатлону — в его специфике

206Ушел Совсем
Интерес к биатлону — в его специфике

C 1 по 7 марта 2012 года в Красноярске прошли финальные соревнования Всероссийской спартакиады молодежи по биатлону, где были представлены спортсмены из 29 субъектов Федерации нашей страны. Биатлонисты Хабаровского края, к сожалению, в финальном этапе спартакиады не участвовали, хотя на зональных состязаниях, которые состоялись в середине февраля в Хабаровске, Виктор Базылев стал чемпионом в индивидуальной гонке на дистанции 12,5 км со стрельбой на четырех огневых рубежах, а Антон Непочатов и Марина Касаткина завоевали бронзовые награды.

О состоянии этого вида спорта в Хабаровском крае, его проблемах и перспективах на ближайшие годы рассказывает профессор кафедры теории и методики лыжного спорта Дальневосточной государственной академии физической культуры, заслуженный тренер Российской Федерации, судья международной категории Леонид Корчевой.

— Леонид Николаевич, чем был обусловлен отказ от участия наших ребят в спартакиадных стартах в Красноярске?
— Костяк команды в этой возрастной группе у нас составляют спортсмены Амурска, они обычно охотно участвуют во всех состязаниях, но тут родители ребят проявили солидарность с руководством общеобразовательной школы, которое было обеспокоено возможным длительным пропуском учебных занятий членами молодежной сборной края. И сейчас предполагать, как бы смотрелись на финале наши спортсмены, окажись они там, не имеет смысла: спорт, как и история, не терпит сослагательного наклонения…

— А каковы вообще традиции в нашем биатлоне? Были ли у нас в крае энтузиасты, которые его продвигали в регионе в то время, когда он был в стране не столь популярен, как сейчас? Как вы пришли в биатлон и почему остались в нем, а не в «чистых» лыжах?

— Если вспоминать последние два десятилетия прошлого века, могу сказать, что главным движителем этого вида спорта в крае был Сергей Евлантьевич Грамаков, при котором, в принципе, начинал работать в этом виде спорта и я. Сам я особых высот в биатлоне, как спортсмен, можно сказать, не достиг: за два года занятий в институте физкультуры «добегался» лишь до звания кандидата в мастера спорта. В то время участвовал в республиканских и всесоюзных соревнованиях по биатлону среди студентов. В 1982 году окончил Хабаровский институт физкультуры, а в 1987 году — аспирантуру Ленинградского научно-исследовательского института физической культуры. Защитил кандидатскую диссертацию и стал работать преподавателем и тренером в родном институте физкультуры здесь, в Хабаровске. За 35 лет «доработался» до профессора кафедры — теперь уже Дальневосточной государственной академии физической культуры, стал заслуженным тренером по биатлону и судьей международной категории. Как член совета Союза биатлонистов России отвечаю за развитие детско-юношеского биатлона на Дальнем Востоке.

Когда в конце 80-х годов прошлого века вернулся в родной институт физической культуры и стал работать преподавателем, а заодно тренировать команду биатлонистов, не переставал удивляться массовости биатлона.
Тогда соревнования на первенство Хабаровского края собирали до 70 спортсменов! Каждая уважающая себя спортивная организация имела малокалиберные винтовки, во многих вузах были специальные винтовки «Биатлон». Но грянула так называемая перестройка, и в пылу борьбы с незаконным оборотом оружия закрылись стрелковые тиры, которые, в принципе, тоже способствовали приходу в наш вид спорта все новых и новых спортсменов. Многие тренеры из-за низкой зарплаты ушли в бизнес, некоторые специалисты из-за туманных перспектив в биатлоне подались в лыжные гонки. Старший тренер сборной команды нашего края Сергей Грамаков уехал в Японию, и все биатлонное хозяйство осталось на мне.

К сожалению, в то время половину оружия сборной команды края сохранить не удалось: милицейское начальство тогда взялось исполнять решения по незаконному обороту оружия столь ретиво, что вместе с водой выплеснуло и ребенка.
Вспоминаю случай в феврале 1995 года. Возвращаемся из Новосибирска с чемпионата страны, настроение — лучше некуда, ведь моя воспитанница Ирина Гущина стала чемпионкой России и попала в состав сборной страны для выступления в первенстве Европы. Спускаемся с трапа самолета, а меня тут же приглашают… в Кировской райотдел милиции. И там слышу такие вопросы: «Где оружие?», «Почему оно в Новосибирске осталось? Срочно сдать в переплавку!» и так далее. Лишь после специального обращения к начальнику УВД края нам удалось сохранить биатлонное оружие, и то не все, а только его часть.

Тем не менее, и в то трудное для биатлона время наши спортсмены добивались неплохих достижений. Мастер спорта Ирина Гущина, которую я уже упоминал, была неоднократным призером чемпионатов России, побеждала на этапах Кубка Европы и в других международных соревнованиях, Михаил Кочкин с 1999 по 2009 годы входил в национальную сборную страны, в 2007 году стал чемпионом мира по летнему биатлону. Побеждали на многих престижных соревнованиях также Екатерина Камышина, Андрей Приказченков, Сергей Чугунов, Татьяна Пильникова, Елена Васильева...

— Леонид Николаевич, сейчас российское телевидение показывает биатлон очень охотно, причем довольно качественно. При таком, извините за модное словечко, «пиаре» у вас, на мой взгляд, не должно быть проблем с набором в секции и спортивные школы, разве не так? Как это, кстати, в свое время было с фигурным катанием — после телепроектов «Ледниковый период» и «Звезды на льду»… Ощущается ли подобный ажиотаж в вашем виде спорта?

— Конечно, телетрансляции подогревают интерес к биатлону, но, согласитесь, смотреть это красивое зрелище, сидя на диване, и бегать самому — далеко не одно и то же. Да, сейчас в спортивные школы приходит много желающих заняться этим великолепным видом спорта. Увы, частенько первый опыт для новичков становится и последним. В год к нам в отделение краевой СДЮШОР приходят около сотни парней и девчонок, но остаются в лучшем случае 10-20 человек. Таким образом, за пять лет его работы мы набрали около ста человек. Но зато уж они в биатлоне остались надолго и кое-чего в этом виде спорта уже добились.

— Не могу не спросить о специ­фике этого вида спорта, сочетающего в себе необходимость обладать полярными качествами. Я вот о чем: лыжник, как известно, старается бежать как можно быстрее, зачастую на запредельном пульсе, а вот стрелку для достижения хорошего результата желательно всегда оставаться максимально спокойным. Как же биатлонистам удается «совмещать несовместимое»? Есть ли соответствующие методики на этот счет или какие-либо тренерские уловки? Кстати, что проще — поставить стрелка на лыжи или же лыжника-гонщика научить стрельбе?
— В специфике биатлона и повышенный интерес к нему! Мы же его поддерживаем с помощью различных тренировочных средств и методик. К слову, недавно мы получили от Союза биатлонистов России, возглавляемого Михаилом Прохоровым, оборудование для занятий пневматическим биатлоном. Использовали его уже на нескольких мероприятиях, в том числе на традиционном краевом фестивале «Азарт. Здоровье. Отдых», который проводят краевое объединение профсоюзов и правительство Хабаровского края.

Скажу, что в тренинге процентов 70-80 времени занятий мы посвящаем лыже-гоночной подготовке, так как считаем, что хороший биатлонист непременно должен выигрывать у лыжников на снежной трассе, тогда он сможет показать приличные результаты и на соревнованиях самого высокого уровня в биатлоне. Все мои лучшие воспитанники, во всяком случае, были лидерами и среди хабаровских лыжников. Но, как мы в шутку говорим своим детям, биатлон — не шахматы, здесь думать надо. Поэтому всегда интересуемся их успехами в школе, прилежанием на уроках. Если ребенок в учебе успешен, старателен, значит, и в спорте у него все должно получиться! Правила современного биатлона очень строги: за малейшую оплошность на трассе или огневом рубеже следует наказание — штрафные минуты или даже дисквалификация. И это объяснимо, ведь боевое оружие — вещь серьезная.

А теперь о той самой специфике биатлона. В лыжных гонках, как у нас говорят, ты «втопил» со старта — и до финиша без оглядки, не снижая скорости! В биатлоне же надо подходить к огневому рубежу процентов на 80-90 от «максимального» пульса, чтобы ткань головного мозга не была «закисленной» и могла нормально работать. В таком случае спортсмен все сделает правильно на огневом рубеже, а не начнет там «чудить». Конечно, готовых лыжников в большинстве своем можно научить этим навыкам за год или два упорных тренировок, как и делают некоторые наши ведущие тренеры. Стрелки же, на мой взгляд, многолетними тренировками приучены к слишком спокойной подготовке к выстрелу, и переучить их «готовить выстрел» с иной скоростью намного труднее, чем начинать работать с кем-то, что называется, с чистого листа. Так что лучше все-таки иметь дело с новичком, не обремененным прежними навыками, которые в нашем случае могут только навредить делу.

— Леонид Николаевич, а ощущается ли у нас в крае дефицит тренерских кадров? И чего вообще не хватает для более плодотворной работы?

— Больной вопрос вы затрагиваете... Зарплата у детских тренеров — копеечная, молодых специалистов в спортивную школу, как говорится, и калачом не заманишь. Они пойдут лучше пластиковые окна вставлять или в таксисты, что в материальном плане гораздо выгоднее. Но мы не отчаиваемся и школу свою потихоньку выстраиваем. Создаем базу, строим все новые и новые трассы. Штатным тренером Хабаровской краевой СДЮШОР сегодня работает мой старший сын — выпускник академии физической культуры Сергей Корчевой. В Амурске, как я уже сказал, успешно трудится целая бригада тренеров под руководством талантливого педагога Геннадия Петровича Котова. Там нам удалось открыть экспериментальную группу по биатлону, построить лыжный стадион. Ребята из этой школы являются участниками регулярных соревнований по летнему биатлону и зимних стартов на первенство края, что мы ежегодно организуем в середине ноября на уникальной лыжной базе «Амут Сноу Лэйк» в Солнечном районе. Тренером Центра спортивной подготовки сборных команд Хабаровского края (это бывшая Школа высшего спортивного мастерства) работает мастер спорта Ирина Гущина. А раз есть цель и наставники-энтузиасты, все у нас должно получиться!

Не хватает же нашим спортсменам (и не только в биатлоне) хороших спортивных сооружений. Недавно мне довелось с командой лыжников и биатлонистов побывать в Китае на горнолыжной базе «Ябули», что в 250 км от Харбина. И я был поражен размахом и качеством тамошних сооружений. Десять горнолыжных трасс разного уровня сложности, столько же ратраков — больших и средних машин для подготовки лыжных и горнолыжных трасс, бесчисленное множество малой снегоходной и снегоутрамбовывающей техники, 50 снежных пушек, система искусственного оснежения целого района спортивных сооружений для горных и равнинных лыж, биатлона. При этом в офисах спортивных чиновников обстановка более чем скромная. Там знают, на чем можно сэкономить, а без чего можно и обойтись...

Вот и моя мечта — чтобы близ Хабаровска, хотя бы на той же базе в Ильинке, когда-нибудь появился такой же суперсовременный лыжный комплекс с хорошим центром реабилитации и восстановления спортсменов, трассами с искусственным оснежением, универсальным спортивным и тренажерным залами, площадками для игр и ОФП, блоком проката спортивного инвентаря, гостиницей и общепитом. В общем, со всей необходимой инфраструктурой, которая позволяла бы как готовить спортсменов высокого уровня, так и привлекать население к занятиям физической культурой. Надеюсь, в таких условиях доведется поработать еще и мне…

Опубликовано: www.toz.khv.ru, интервью провел Геннадий Гапонов

    Комментарии 6

    Джокер, точно. Надо не 60 лимонов в ГЧ вкладывать (уж сколько там на банкет ушло, нам неведомо), а в спортшколы (а пацаны и девчонки грезят победами, пока наш ответственный за биатлон СБР пьянствует), тут ты прав.

    «— Как человек, который отвечает за развитие биатлона в России, можете назвать его самое больное место?
    — Детские спортивные школы. Почему молодые тренеры не идут туда работать? Потому что зарплата мизерная. Винтовок не хватает, лыж. Недавно мы в Муромцевском районе на биатлонную базу привезли спортивный инвентарь. И директор базы сказала, что за 20 лет такое количество инвентаря СРАЗУ увидела впервые. Если мы не поднимем статус детского тренера в регионах, то о чём можно говорить? У человека, который работает в глубинке за копейки, нет интереса внедрять новые методики.» Это от Барнашова, с соседней ветки. rusbiathlon.ru

    От Харбина до Пекина — 1200 км, от Москвы до Хабаровска — 9000, но даже не это главное, а количество объектов и действующих спортсменов. В миллиардном Китае не думаю, что биатлоном занимается хотя бы 10-я часть от количества биатлонистов в России, отсюда и распределение ресурсов: в Китае двух-трёх биатлонных комплексов будет «за глаза», а для России десятка — мало.

    Интересен и тот факт, что Корчевой стал биатлонным тренером, прийдя из гладких лыж, и ничего, поднимает биатлон в Хабаровском крае, а тут вдруг шум подняли из-за того, что Лопухова назначили Старшим тренером у мужчин :))

    Космос, таки кому здесь интересны проблемы в биатлоне?
    Отсутствие постов говорит само за себя. Здесь прохоманам прёдъявить нечего. Нет у них арумёнтов в защиту доброго дядечки, который своими кровно заработанными щедро орошает поля биатлонии. Они ж только протроллить могут, типа он оггоо го скока даёт и делает для биатлона. Слова, слова, одни слова... А в это время биатлон загибается на самом корню и выезжает только на энтузиастах-бессеребренниках.

    Зарплата у детских тренеров — копеечная, молодых специалистов в спортивную школу, как говорится, и калачом не заманишь. Они пойдут лучше пластиковые окна вставлять или в таксисты, что в материальном плане гораздо выгоднее...
    В таких условиях откуда же нам брать таких, какНойнер?

    «Биатлон — не шахматы, здесь думать надо. »
    Понравилось.

    Пока есть энтузиасты, биатлон будет жить (скорее диагноз). Но обидно, что как и везде, у чиновников — густо, а у тех кто работает — пусто.

    Биатлон. Новости

    Фото от болельщиков · 34026

    Биатлон Ханты-Мансийск 2016
    Биатлон Ханта-Мансийск 2016
    Биатлон Моё достижение
    Биатлон Белорусы оккупировали пьедестал
    Биатлон Кубок Содружества в Рязани
    Биатлон Александр Логинов. Кубок Содружества