Александр Касперович о подготовке резерва для сборной

113
Александр Касперович о подготовке резерва для сборной

— Александр Владимирович, юниоры июньский сбор проводят в Ижевске и Чайковском — двух городах, которым предстоит принимать летний чемпионат и первенство России. Как оцените условия?
— Приятно, что у нас появляются трассы такого уровня. Я был и в Чайковском, и в Ижевске. Честно говоря, от Чайковского я просто в восторге — там великолепное размещение и питание, стрелковый тир, снабженный электроникой, отличное стрельбище и трасса, соответствующая всем стандартам, раздевалки, комнаты для подготовки лыж или лыжероллеров, оружейная комната. Что же до Ижевска — то для нас это традиционное место проведения сборов. Очень приятно, что там расширили трассу, стрельбище на 40 установок. Чистота и порядок. Есть только одна проблема — в гостинице не так много номеров хорошего уровня. Все-таки номера с душем на этаже — это не для биатлонистов уровня сборной. Но думаю, что этот вопрос в Ижевске решат. Сам комплекс в Ижевске отличный. Нас там всегда ждут, и нам там комфортно.

— На сборе в Геленджике с вашей командой тренировалась двукратная олимпийская чемпионка Ольга Зайцева. Для вас такая опытная спортсменка на тренировках молодых биатлонистов, наверное, находка?
— Мы давно с ней сотрудничаем, Ольга тренировалась в наших командах. Мы хотели организовать встречу, чтобы ребята поговорили с профессионалом. Но получилось так, что уже во время тренировок они спросили у нее все, что хотели. Ольга рассказывала много интересного во время работы — считаю, что это намного ближе и лучше. Почти что индивидуальные мастер-классы дала. Я вообще доволен тем как прошел сбор в Геленджике. Погода была великолепная, ребята работали с желанием. Проделали весь необходимый объем работы. К примеру, наплавали в общем от 14 до 20 км чистого плавания — мы тренировались и в бассейне, и на открытой воде в море.

— А что, плавание чем-то помогает на лыжне и стрельбище?
— Плавание необходимо для общефизического развития, для укрепления дыхания и работы мышц опорно-двигательного аппарата. От плавания мышцы становятся более лабильными, растянутыми и спортсмены восстанавливаются быстрее. Есть специальные упражнения с задержкой дыхания и выдохом в воду — для нас это полезно, потому что мы работаем при стрельбе с задержкой дыхания или медленным выдохом. Плюс это разнообразие. Могу привести пример еще одной классической майской тренировки — 6,5 часов поход в горах на высоте 600 метров с палочками. Спортсмены в 18—20 лет спокойно выполняют эту работу без всякого напряжения. Основная цель такой тренировки — это опять-таки укрепление нужных нам мышц и общая выносливость. Мы используем короткие лыжные палки, чтобы работал плечевой пояс, а не только ноги. Плюс много тренировались на велосипеде. А вот лыжероллеры мы в этот период не используем. Нам еще рано применять их в мае, сначала нужно восстановить все навыки, подготовить мышцы и координацию движений.

— Можете оценить готовность ребят в целом по итогам первого сбора. Что-то бросилось в глаза?
— Я бы хотел отметить, что в это межсезонье спортсмены 93—95 годов подготовлены намного выше, чем биатлонисты 92 года. Не могу наверняка сказать с чем это связано. Возможно, начинает идти новое поколение, а может быть, просто спортсмены пришли из других регионов или от других тренеров, которые больше внимания уделяли ОФП, координации движения, плаванию. Раньше у нас бывало так, что спортсмены даже не умели плавать кролем и брассом.



— А как оцените уровень стрелковой подготовки подрастающего поколения?
— На первом сборе мы много работали с холостым тренажом, над изготовкой. Важно было посмотреть на теоретические знания ребят, посмотреть работу на СКАТе. Определить ошибки, которые спортсмены допускают при стрельбе для дальнейшей работы с боевым патроном. Видно, что на местах спортсменам дают теоретические знания. Я хотел бы отметить ту работу, которую сделал зимой Чайковский институт, выпустив наглядное пособие по стрельбе — на зимнем чемпионате России это пособие разошлось мгновенно. Сейчас вот еще Союз биатлонистов России выпустил методическое пособие по стрельбе, написанное Виктором Федоровичем Маматовым. Очень важные дела начали делать. Сейчас условия таковы, что тренерам катастрофически не хватает литературы и пособий. И каждая книжка — огромное подспорье.

— Если сейчас посмотреть на состав юниорской сборной, то реально ли, что кто-то из этих ребят сможет дорасти до уровня основной команды к Олимпиаде-2014?
— Я не хотел бы сейчас говорить об этом и называть какие-то имена. Но вот, к примеру, перед Сашей Логиновым стоят очень высокие задачи — это я говорю на полном серьезе. Мы с ним долго беседовали на эту тему. Спортсмен перешел на другой уровень в своей подготовке. В прошлом году мы умышленно повезли его на взрослые соревнования, на Кубок IBU в Альтенберг(прим. Логинов на этом этапе стал вторым в спринте и пасьюте, а также занял четвертое место в индивидуальной гонке). Саша находился в тот момент не в лучшей форме после тяжелого сезона. С декабря месяца спортсмен показывал высокую скорость и хорошую стрелковую подготовку. Мы сравнили его со взрослыми спортсменами — он с ними вполне может конкурировать.

— Раз спортсмен вышел на новый уровень, значит ему нужен новый формат подготовки?
— В этом году мы немного изменили ему подготовку. У нас есть определенные задачи, мы хорошо знаем недостатки Саши. Постараемся устранить эти недочеты. Могу даже огласить их — спортсмену нужно повысить скоростную выносливость, прохождение первого круга, сократить время нахождения на огневом рубеже за счет подхода и ухода с рубежа. Нужно сокращать время на рубеже за счет манипуляций с оружием.

— По итогам прошлого сезона три ваших сильнейших подопечных разошлись по трем разным командам. Максим Цветков отправился в главную команду, Александр Печенкин в молодежную, а Александр Логинов остался в юниорской. Почему молодых талантов развели по командам именно таким образом?
— Я бы хотел работать и дальше с тремя этими спортсменами, но ситуация сложилась так, как сложилась. У Цветкова личный тренер — Николай Петрович Лопухов, и, раз уж получил приглашение, парню комфортней будет со своим тренером в главной сборной. Печенкин из моей команды вышел по возрасту и перешел в молодежный состав, хотя я даже рекомендовал его в основной состав. Скоростные качества Печенкина позволяют ему показывать высокие результаты. В этом году у него был большой прогресс в стрелковой подготовке. Я надеюсь, что следующий сезон у него будет хороший. Логинов же по возрасту пока не подходит в основной и молодежный состав, ну и к тому же у него было желание продолжить работу лично со мной. Мы вместе с Сашей работаем уже четыре года — нашли за это время взаимопонимание. Думаю, что все будет нормально. Сожалею, что остался незамеченным такой спортсмен, как Ярослав Иванов — это очень интересный парень. Мне очень жаль, что нет возможности поработать с ним еще годик, потому что по возрасту он уже вышел из юниоров. Мое чутье подсказывает, что он бы еще раскрылся. За один год он сумел очень сильно продвинуться в результате. Сейчас он готовится с командой Ханты-Мансийска, желаю ему удачи.

— С юниорами вы хорошо знакомы по совместной работе с ними, а что можете сказать о прекрасной половине резерва — юниорках?
— В свое время я 12 лет отработал тренером женской команды, в том числе на олимпийских играх в 1994 году, когда мы работали с Александром Васильевичем Приваловым. А в этом году я вернулся к женской группе, как старший тренер по резерву. Мы подобрали коллектив тренеров, который сейчас решает поставленную задачу — подготовка резерва. Мы вызвали на установочные сборы 17 девочек, три спортсменки на первый сбор не приехали из-за сдачи ЕГЭ. Мы просмотрели всех биатлонисток и пока не делаем никаких выводов. На сборе Чайковский/Ижевск мы окончательно определимся по составу. Тренеры в женской команде также собрались грамотные. Андрея Русских я знаю очень давно, прошлым летом он готовил к сезону бронзового призера чемпионата мира Ольгу Вилухину. Это очень сильный специалист, поэтому я ему доверил женскую группу. Думаю, что он с этой работой справится. Также в команде работают молодые ребята, у которых есть огромное желание. С Русских, как и в прошлом году, в тренерском коллективе молодой Павел Ланцов и ветеран советского спорта Николай Петрович Савинов. Он давно работает с юниорами и юниорками, трудился в основном составе. Его опыт и те наработки, которые у него имеются, помогут команде.

— Когда будет определен итоговый состав резервных команд?
— Состав определится буквально после этого сбора. Это будет уже окончательный состав на централизованную подготовку. У ребят шесть человек уже определены, а вот у девочек тренеры пока не хотят называть ни одну фамилию до завершения сбора. У юниоров я уж могу огласить список из шести человек: Александр Логинов, Тимур Махамбетов, Павел Закурдаев, Александр Чернышов, Иван Томилов, Эдуард Латыпов. Еще четыре человека отберутся во время сборов.

— Вы как тренер по резерву будете отвечать не только за юниоров, но и за юношей. Какие проблемы сейчас стоят особенно остро в детском спорте?
— Первое — условия. Сейчас все больше ребят, которые хотят заниматься биатлоном. Но если ребенку не повезло жить в регионе, который серьезно развивает наш вид спорта, возникает куча проблем. Должно быть теплое помещение, раздевалки, душ, соответствующий инвентарь — у многих школ этого нет. Союз биатлонистов России оказывает большую помощь, и спасибо им, что помогают именно детям — закупают винтовки, роллеры, лыжи и инвентарь. Но даже СБР всем помочь не может, ведь многие школы просто разрушены. Нам не хватает квалифицированных тренеров по биатлону и лыжным гонкам. К сожалению, у нас очень мало сильных специалистов в детском спорте. А ведь первый тренер закладывает базу. И тут нужно быть профессионалом. Например, у многих детей возникают проблемы со спиной из-за большого объема работы коньковым ходом. Не надо упираться и учить коньком! Классический ход согласно биомеханике является основой конькового — отталкивание, скользящее движение. А зачастую в биатлонных школах детей сразу ставят на конек, что категорически запрещено, потому что приводит к искривлению позвоночника. Это дико звучит, но многие тренеры против классики , потому что для этого нужно мазать лыжи, иметь дополнительные палки, ботинки, лыжи — а их нет. Вы представляете, что из-за нужды порой детей вынужденно ломают. Ну, и, конечно, наша большая головная боль — запрещенные препараты.

— Можете рассказать об этом подробнее? Широкой публике эта проблема не так хорошо известна, как допинг во взрослом спорте.
— Да что тут особо рассказывать? Проблема есть — несмотря на огромную работу против допинга, до сих пор случаются эпизоды со спортсменами в регионах, которых контролируют не так сильно, как в национальных сборных. Если спортсмен не находится в системе национальных сборных, проконтролировать его гораздо сложней, и некоторые этим пользуются. Знаете, с чего мы начинаем сезон? Садимся всей командой и с доктором рассказываем спортсменам, как это все происходит и к чему приводит. Детский организм реагирует на запрещенные препараты мгновенно — притупляется и даже иногда атрофируется работа желез внутренней секреции. Вот взял, простимулировал запрещенным препаратом какую-то функцию организма сейчас, а завтра без этого препарата она уже и не работает. И к тому возрасту, когда нужно раскрываться и завоевывать место в сборной, спортсмен подходит выхолощенным.

— Может быть, кто-то сознательно стимулирует спортсмена, чтобы протолкнуть на самый высокий уровень?
— Тут даже дело не в том, что кто-то из тренеров этим занимается. Сейчас в интернете много доступной информации и сами спортсмены, к сожалению, по глупости приходят к этому. Сейчас же большого секрета нет — про каждый допинговый случай громко рассказывают, цитируют тысячи раз названия препаратов, объясняют внутривенно вводился или внутримышечно. Это большая беда, и я хочу использовать возможность, чтобы остановить тех спортсменов, которые думают, что допинг помогает, — это не так и только тренированный организм может показать результат! Препараты могут дать сиюминутный всплеск, который уже завтра загубит организм. Запрещенные препараты — самообман, очень опасный самообман. Я и те тренеры, что работают со мной на протяжении многих лет, категорически против использования запрещенных препаратов. Мы в сборной восстанавливаем ребят только естественным путем: сауной, массажем, медицинской аппаратурой, натуральными продуктами. Восстанавливать спортсменов можно и тренировочным процессом, его разнообразием. Есть плавание и другие виды тренировок. И своим ребятам сразу говорю — если кто-то, не дай Бог, будет замешен в этом, то он сразу же вылетит из сборной. Без единого шанса на возвращение.

    Комментарии 3

    ну да Печёнкин, Цветков, Логинов перспективные маленькие юниорчики, зачем им международный опыт получать, второго Рупольдинга для опкатки молодых до Сочи не будет, вот станут подающими надежды 26 летними тогда может быть возьмут, хорошо что Цветкову повезло, а так пусть учат стрелять непонятно какого лыжника, а вы ещё посидите
    пускай французкие Фуркады в 18 лет вицечемпионами ОИ становятся и всякие Бо хрустальные глобусы в 22 получают

    «Это дико звучит, но многие тренеры против классики , потому что для этого нужно мазать лыжи, иметь дополнительные палки, ботинки, лыжи — а их нет. Вы представляете, что из-за нужды порой детей вынужденно ломают. Ну, и, конечно, наша большая головная боль — запрещенные препараты.»

    Вот это больше всего и тревожит.

    Очень хорошее интервью, Касперович всё чётко по полочкам разложил.

    Биатлон. Новости

    Фото от болельщиков · 34044

    Биатлон Белорусы оккупировали пьедестал
    Биатлон Кубок Содружества в Рязани
    Биатлон Александр Логинов. Кубок Содружества
    Биатлон Виктор Майгуров (глава СБР)
    Биатлон Антон Бабиков на КС в Рязани
    Биатлон Антон Смольский. Кубок Содружества