О главных событиях, прошедших в мире фигурного катания 30 ноября
Новости фигурного катания за 30 ноября
Фёдор Климов: задача на сезон – вернуться на олимпийский уровень
10-13 декабря в Барселоне (Испания) пройдет финал Гран-при по фигурному катанию. В парном катании выступят олимпийские чемпионы-2014 в командном турнире Ксения Столбова и Федор Климов, ставшие четвертыми на этапе в Милуоки (США) и победившие на этапе в Москве. О текущем сезоне специальному корреспонденту Агентства спортивной информации «Весь спорт» Алексею Зубакову рассказал Фёдор Климов.
— Своим выступлением на этапе Гран-при в Москве мы довольны — получилось практически всё, — отметил Фёдор Климов. — Конечно, остались небольшие помарки, погрешности. Но для второго старта после большого перерыва это неплохой результат. Мы сейчас только втягиваемся в сезон, пока не форсируем максимальную готовность. Постоянно совершенствуем, улучшаем программы, шлифуем исполнение, особый акцент делаем на чистоте катания и усилении технических элементов. Сами ощущаем, что с каждым стартом прибавляем. Можно сказать, возвращение состоялось.
— У вас новые, необычные для вас программы.
— Мы, действительно, изменили стиль, образы, поставили совсем другие программы. Хотим двигаться дальше, постоянно меняться, пробовать новое. Наш тренерский штаб во главе с Ниной Михайловной Мозер полностью поддержал наше решение. Для короткой программы мы впервые выбрали блюз — саундтрек к фильму«50 оттенков серого» в исполнении Энни Лэннокс I Put a Spell On You. Само название «Я тебя заворожил» говорит о любви, страсти героев. Это даёт нам возможность выразить любовные переживания мужчины и женщины. Наша короткая программа — душевная и искренняя история любви, без популярных сегодня трагических ноток. Более сложная программа — произвольная. Это музыкальная мелодия Дэнни Элфмана — саундтрек к фильму The Unknown Known («Неизвестный известный»). Стараемся передать напряжение сложных взаимоотношений. Я представляю человека, а Ксения — тень. Идёт напряженная борьба тени и человека. Сначала человек защищается от тени, затем побеждает её — и происходит объединение. Стремимся передать внутреннюю борьбу, соперничество противоположностей, переходящее к миру. Программы разные, но их объединяет позитивный финал.
— Кто ставил программы?
— У нас традиционно два основных постановщика программ. Это Николай Морозов, работающий с нами на льду. Он занимается шагами, переходами, связующими элементами. И Алла Викторовна Капранова. На ней — вся мимика, жесты, работа рук, стиль катания. С Аллой Викторовной работаем в зале, оттачиваем каждую деталь. У нас давнее сотрудничество и с Морозовым, и с Капрановой — и оно дает конкретные результаты.
— Какие у вас задачи на сезон?
— Вернуться на олимпийский уровень, радовать любителей и специалистов своим катанием. Ярко выступить на декабрьском финале Гран-при в Барселоне (Испания). На чемпионате России в Екатеринбурге — успешно пройти отбор на чемпионаты Европы и мира, достойно представить сборную России на ответственных стартах.
Марина Зуева: целью сделать из Синициной чертенка я не задавалась
Марина Зуева, тренер российской танцевальной пары Виктория Синицина/Никита Кацалапов, поделилась в беседе с корреспондентом агентства "Р-Спорт" Анатолием Самохваловым особым взглядом на современные танцы на льду, на вредящую им супероригинальность и на образ Синициной, которая на сегодня есть классическая русская красавица, а завтра все может вдруг поменяться.
"Виктория, может, переживала, а может, нет"— Со своим российским дуэтом вы, Марина Олеговна, начали с проверенной классики — "Лебединого озера"…
— Не начали, а закончили. Было много различных вариантов, идей, но нынешние их программы — это лучшее для них на сегодня.
— Балет Чайковского был пятым опробованным образом?
— Еще большим. Вальс имеет долгую историю. Мы примеряли на ребят множество вальсовых стилей. Даже на Гран-при в Москве вы могли увидеть, сколько разновидностей этого танца используется в фигурном катании — от суперклассического старинного до рок-вальса.
— Больше подстраивались под Викторию?
— Не подстраивались, а я искала, что лучше подчеркивает индивидуальность моих спортсменов.
— Ведь был или есть стереотип, что Кацалапов — это профессионал, который исполнит что угодно, а Синицина его в какой-то мере догоняет.
— И Виктории, и Никите надо осуществить большой объем работы, у нее — в одном направлении, у него — в другом. Никита еще не достиг потолка совершенства. Нельзя сказать, что ей особенно трудно, а ему легко.
— Но Вика сильно переживала по этому поводу?
— Почему я должна отвечать за чувства Виктории? Может быть, она и переживала, а может, и нет. Я отвечаю только за свои чувства.
— Но вы об этом знаете.
— Я знаю, исходя из своего опыта, что никто не понимает своего максимума. Может, они, Виктория и Никита, думают, что что-то есть их максимум, но до максимума им далеко. Аспектов, требующих улучшений у ребят, очень много.
— Какой главный из этих аспектов у Виктории?
— Основной — художественное впечатление от интерпретации музыки, чтобы Виктория не исполняла движения, а чувствовала музыку и показывала эти чувства посредством движений. Это очень важно, потому что танцы на льду — это далеко не скольжение под мелодию. Движение должно передавать настроение музыки, а это возможно благодаря точности исполнения, правильной посадке. Саму музыку Вика понимает по-актерски, но выражение музыки — для нее это было новым. Мы в процессе.
Танцы на льду нуждаются в либретто— У Юлии Липницкой тоже поначалу были проблемы с осознанием музыки Элвиса Пресли, на которую вы ей поставили программу?
— Эта музыка Пресли — это мое восприятие перформанса. Передать историю за три-четыре минуты музыкального времени невозможно, но можно передать настроение, чувства или персонажа, которого ты играешь, или просто чувство музыки. Вот это мы можем сделать, и Юля — безусловно.
— Историю точно не передать?
— Только если ISU (Международный союз конькобежцев) не обяжет выпускать либретто. Я еще никогда не видела, чтобы новую созданную историю кто-то понял. Всегда в таких случаях вопросы: "А кто это?", "А что это?", "А почему?". Но настроение — если ты поставил номер гармонично, если фигуристы не делают элементы под ритмы, а по-настоящему исполняют программу, — передать можно и нужно.
— Про произвольную программу Елены Ильиных/Руслана Жиганшина "Фрида" я спрашивал не только у фигуристов, чтобы понять.
— А если бы вы не разговаривали ни с кем, то и не узнали бы этой истории, лишь смотря на лед. Вы в следующий раз посмотрите любую программу, не спрашивая, что это, и мне скажите, что же вы поняли. А потом подойдем к тренеру и сверим ответы.
— У вас получалось понять стороннюю историю, только глядя на прокат?
— Нет, никогда. Давайте не будем в это лезть, ok? Я только желаю всем, чтобы программы передавали то, что и должны передавать. Но в фигурном катании нет либретто, как в балете, наш номер — это четыре минуты максимум, а балет длится три часа. И по этим трем часам у вас все расписано на бумаге. Вообще, я считаю, что либретто в танцах на льду — это правильно.
У Синициной нет маски, она искренняя— Липницкая рассказала в Бордо, как у нее появилась программа на тему хита Пресли "Devil in Disguise", как вы ей предложили сыграть чертенка на льду. Синицина может выглядеть как бы так, а не только в образе классической русской красавицы, которой она, безусловно, является?
— Вы знаете, я не задавалась целью найти образ чертенка для Вики, я задаюсь целью найти для нее подходящий образ. На сегодня я вижу ее такой, какая она есть на льду. Это лучшее, что сейчас я могу создать для их пары.
— Улыбающаяся, солнечная, блестящая, наверное, и добрая Вика — кроме этого возможны варианты?
— Конечно, возможны. Она та фигуристка, которая способна на разнообразие.
— Когда с Кацалаповым и Синициной я пообщался впервые, то Никита очень живо, с чувством юмора рассказывал, а Вика с ним только соглашалась и профессионально улыбалась. Не прячется ли она за некой маской?
— Мы развиваемся в танцах, сценическом мастерстве, но если человек улыбается, это не значит, что у него на лице маска. Я вот улыбаюсь, вы можете сказать что угодно про маску, но я очень искренне улыбаюсь. А улыбаюсь я практически всегда. Правильно?
— Да.
— И это не маска, а чувство жизни. И Виктория наверняка так чувствует жизнь.
— Скорее всего, да. Хотя вот сейчас не улыбается (Синицина в этот момент проходила мимо — прим. "Р-Спорт").
— Значит, сейчас она по-другому чувствует.
Шибутани: переворот в олимпийский год— Тренер-консультант сборной России по танцам на льду Геннадий Карпоносов говорил, что российские тренеры проигрывают российским же "американским" в стереотипах, гонясь за элементами, в то время как ранее уехавшие за океан специалисты ставят более гармоничные программы.
— А от меня вы что хотите услышать? Это Карпоносов сказал. У меня есть свое мировоззрение на наш спорт и на творчество. Они должны приносить радость и включать зрителя в процесс, делать публику соучастницей творчества. Чтобы не было такого: фигуристы на льду делают свое дело, зрители на трибунах просто сидят и смотрят. Люди, пришедшие в ледовый дворец, должны жить в наших программах, вдохновляться. Это кредо.
— Почему так?
— Потому что в жизни много негативных моментов, и уж четыре минуты удовлетворения мы им способны доставить.
— При этом вам нужно победить. Давят постоянно растущие требования к элементам?
— Это же правила, они всегда требуют гармонично завязывать техническую сторону фигурного катания с художественной. Рассуждать о сложностях правил — все равно, что задумываться о сложности соблюдения этики в жизни.
— Но правила каждый год меняются, в отличие от этических норм.
— Но я же не могу их в обратную сторону поменять, я смотрю вперед. Следуй правилам.
— Многих интересует, что же произошло с вашей парой Майи и Алекса Шибутани, почему они вдруг резко стали взрослыми и конкретными спортсменами?
— Настал момент. Мы пробовали очень много стилей, многое им дала программа на композицию Майкла Джексона: они много работали с участниками шоу Джексона, изучили много движений. Это был переворот в олимпийский год. А в этом году они оказались готовы к скачку. То есть сейчас они демонстрируют качество, наработанное за множество лет. Я с ними работаю уже десятилетие.
— Нынешнюю программу им поставил хореограф Петр Чернышев. Пригласить его — ваша инициатива?
— Они работали с ним в шоу и захотели сделать вместе показательный номер. Сделали его в новом для них стиле, он понравился судьям, а в этом сезоне поставили новую программу, которая претерпела очень много изменений. Они от нее в восторге. Сами выбрали музыку, а смысл вокала перекладывают на свою карьеру, и это им помогает катать программу с чувством.
— Я пытаюсь выявить роль Петра в этом достижении.
— Очень благодарна Пете, с ним Майя и Алекс выбрали иной стиль, который им очень подошел. Сам Петя — очень увлеченный и интересный хореограф, ребята занимались с ним с большим удовольствием. Акцент в росте Шибутани я бы сделала на следующем: суть не в том, что они делают, а в том, как они делают. И это пришло с годами, а не вдруг. Просто в этом году это стало видно. Вследствие работы многих хореографов. У них очень хорошее попадание и с коротким танцем.
— Роли кого-то одного нет?
— Да, как в университете. Вряд ли получивший красный диплом будет благодарен одному профессору. У нас есть физическая подготовка, классический балет, бальные танцы… И этим не занимается один человек.
Соригинальничать — не самое главное— Вы также работали с Анной Каппеллини и Лукой Ланотте, у которых программа на композицию "Сладкая жизнь" Нино Роты из одноименного кинофильма Федерико Феллини. Итальянцы играют в Италию. Как из этого высечь оригинальность?
— А всегда нужна супероригинальность?
— Не всегда?
— Ну, вот посмотрите на лед (дело было во время этапа Гран-при в Москве), здесь тоже есть супероригинальные. И как это выглядит? Соригинальничать — это не самое главное. Самое главное — произвести впечатление. А впечатляет гармония.
— Можно ли создать гармонию с какой-то заезженной музыкой?
— Про музыку вообще так нельзя говорить. Про дорогу можно — она может быть заезженной, а музыка — это всегда возможность нового видения. Музыку каждый раз можно слушать заново, а слышать — по-разному. В разном настроении, например.
— Но когда слышишь одно и то же, это сказывается на впечатлении.
— Это зависит от слушателя. Множество меломанов ходят на концерты, чтобы прослушать одно и то же произведение в исполнении разных оркестров. Им нравится сравнивать.
— "Io ci saro" в программе Вики и Никиты исполняет китайский пианист-виртуоз Ланг Ланг по прозвищу Bang Bang, которое он получил за агрессивный стиль игры. Это не случайный выбор?
— Я озвучила тему, а музыкант Александр Гольдштейн, с которым работаю много лет, предложил мне вариант с вокалом (Андреа) Бочелли и игрой на рояле Ланг Ланга. Я услышала, что Вике и Никите это подходит.
Не всегда то, что запоминается, побеждает— Конкурентов много раз видели?
— Нет. Если вы видите прогресс у моих пар, это значит, что мне не остается времени на другие дела. Я полностью посвящена своей деятельности. Если я вижу других, то безо всякой оценки, фокусируясь на себе. Понаблюдайте за мной, когда я стою возле борта.
— Понаблюдал. Но глаз ваших не видел.
— Тогда посмотрите мне в глаза и увидите, что я смотрю только на своих спортсменов.
— Но у вас ведь есть боковое зрение — я уверен, потрясающее.
— Я же не лягушка.
— Вы как-то упомянули, что после Сочи танцы на льду изменились.
— Очень. Скорость выше стала, атлетизма стало больше.
— Теоретически представляя сегодняшних лидеров на Олимпийских играх 2014 года, там был бы иной расклад?
— Вы опять пытаетесь представить всё в обратную сторону. А я представляю вперед.
— Если вперед, то ваши олимпийские чемпионы двух последних Игр Тесса Вирчу и Скотт Мойр, Мерил Дэвис и Чарли Уайт сейчас были бы другими?
— Абсолютно. Если бы они катались до сих пор, то должны были бы вносить что-то новое.
— На старом багаже никак?
— Нет.
— Настраиваясь на диалог с вами, я в сотый раз пересмотрел "Кармен" Вирчу/Мойра. Ну не верится, что сегодня они бы с ней проиграли.
— Они и тогда с ней не выиграли. Не всегда то, что запоминается, побеждает.
Синицина/Кацалапов, может, и видят свой максимум, но до него им далеко — Зуева
Российская танцевальная пара Виктория Синицина/Никита Кацалапов не имеет видимых пределов своего совершенства, заявила в интервью агентству "Р-Спорт" тренер фигуристов Марина Зуева. Дуэт Синицина/Кацалапов состоялся в апреле 2014 года, в сезоне-2015/16 фигуристы дважды взошли на пьедестал в серии Гран-при, выиграв серебро на Skate America в Милуоки и бронзу в Москве, но в финал турнира не попали. "Я знаю, исходя из своего опыта, что никто не понимает своего максимума. Может, они, Виктория и Никита, думают, что что-то и есть их максимум, но до максимума им далеко. Аспектов, требующих улучшений, у ребят очень много", — сказала Зуева. В качестве основного направления, которое необходимо улучшить партнерше, специалист отметила "художественное впечатление от интерпретации музыки, чтобы Виктория не исполняла движения, а чувствовала музыку и показывала эти чувства посредством движений". "Это очень важно, потому что танцы на льду — это далеко не скольжение под мелодию. Движение должно передавать настроение музыки, а это возможно благодаря точности исполнения, правильной посадке. Саму музыку Вика понимает по-актерски, но выражение музыки — для нее это было новым. Мы в процессе", — добавила собеседница агентства. Полностью интервью с Мариной Зуевой читайте ЗДЕСЬ >>>
Новости фигурного катания в России сегодня, 30 ноября: Российский фигурист Воронов занял третье место на турнире в Дортмунде
Россиянин Сергей Воронов стал третьим на турнире по фигурному катанию NRW Trophy, который проходил в Дортмунде (Германия). Воронов по итогам короткой и произвольной программы набрал 223,95 балла. Победу одержал бельгиец Йорик Хендрикс (244,69), серебро у представителя Казахстана Дениса Тена (241,91).Это все главные новости российского и мирового фигурного катания за 30 ноября.
Комментарии