Отважные лыжницы, ушедшие в историю

1634Василиса П
Отважные лыжницы, ушедшие в историю

В международный женский день мужчины осыпают нас комплиментами, посвящают полные восхищения стихи, дарят прекрасные цветы, романтические подарки… Очень приятно чувствовать себя любимыми, окруженными заботой, наконец-то слабыми) Спасибо Вам за это, дорогой наш сильный пол!

Женщинам во все времена было свойственно любопытство — объять необъятное, познать неопознанное. У многих оно проявляется в бытовом смысле, но мне хочется сегодня рассказать о женщинах, чье любопытство простиралось в области самопознания, в стремлении идти вперед, покорять намеченную цель…

30-е годы ХХ века… Страна только оправилась после гражданской, как снова замаячила тень новой войны. Главной, как бы сейчас сказали, мотивацией молодых людей становится подготовка к грядущим испытаниям. Себя надо готовить к борьбе с врагом, к трудностям. Это становится главным. Одной из форм такой проверкой себя на прочность стали лыжные переходы, которые осуществлялись на пределе человеческих возможностей. И тем поразительней участие в таких переходах женщин. Умение ставить интересы группы выше личных — это качество ценится больше всего. И выковывается в жесточайших экстремальных условиях. Проверяется умение личности вжиться в жизнь коллектива. И еще — умение противопоставить трудностям силу характера, мобилизовать физические силы на борьбу с морозом, голодом, волчьими стаями, если понадобится, и не важно, в каком обличье будет волк. От этого зависит твоя жизнь — и жизнь группы.

Читаем скупое сообщение: «Группа женщин пошла на лыжный переход Тюмень — Москва».

Готовился переход в глубокой тайне, почти военной. Даже командиру перехода Н. Ф. Карталову приказ был объявлен всего за два или три дня до выхода группы на маршрут. В желающих участвовать в переходе недостатка не было. Командование соединения выбирало участниц перехода исходя из следующих требований:

  1. Умение хорошо ходить на лыжах. Тренированность и навыки ходьбы на дальние дистанции.
  2. Пожалуй, главное — характер участниц перехода.

Ничего страшного в том, если у участника или участницы не совсем хорошо отработана техника ходьбы. Дело наживное. Несколько дней в маршруте — и все придет в норму. Не страшно, если физические данные члена группы (перехода) оставляют желать лучшего. Абсолютно подготовленных людей нет, организаторы перехода это понимают. Главное, как уже говорилось, — характер и способность подчинить и мобилизовать себя на выполнение поставленной задачи. Одна особенность подготовки группы к переходу все же была — все женщины незадолго до выхода на маршрут прошли обучение владению оружием (оказавшемуся не лишним). Всем были выданы револьверы.

Состав группы:

  1. Карталов Николай Федорович. Известный лыжник. В 1934 году участник скоростного перехода Тюмень — Москва. Один из младших командиров части. Награжден золотыми часами. Пять женщин (жены комначсостава 65-й стрелковой дивизии (территориальной) Красной Армии) :
  2. Вагина Таисия, 1908 года рождения. Участница перехода года на 360 км (1933 г.).
  3. Ирдуган Финаида, 1901 года рождения. На лыжах с 1927 года. Участница перехода на 360 км (1933 г.).
  4. Дьяченко Клавдия, 1912 года рождения. Киномеханик воинской части. На лыжах с 1931 года.
  5. Уголькова Нина, 1910 года рождения. На лыжах с 1927 года.
  6. Улитина Вера, 1916 года рождения. Самая молодая в группе. На лыжи встала только в 1933 году. Возраст не совсем подходящий для участия в таком дальнем переходе. Для включения, видимо, были веские основания.

Самая старшая по возрасту — с 1901 года, самая молодая — 1916-го. Разброс значительный: 34 года — и 19 лет… Первое сообщение о переходе женщин в «Омской правде» появилось только 17 января. Они уже прошли Свердловск, придя туда 11 января. 14 января были снова в пути. Когда женщины пришли в Камышлов, температура воздуха была -42 градуса. Экипировка и снаряжение были у отважных лыжниц самыми элементарными — стандартные серийные лыжи. Из дерева. Даже не клееные. Участницы перехода сменили по две пары лыж каждая… Крепления из ремней. Стандартные шерстяные костюмы, на 1-2 размера больше обычного. В рюкзаках запас продуктов на 2-3 дня… Для прохождения маршрутов по северным территориям чаще использовались охотничьи лыжи: вокруг ведь глубокие и рыхлые снега на сотни и тысячи километров! Охотничьи лыжи, подбитые мехом, были лучшим средством передвижения (а значит, и перехода) на дальние расстояния. В конце 30-х — начале 40-х годов стали использовать некий «гибрид». Несколько уже, чем охотничьи, — и, следовательно, легче идти. Удобнее для движения на скорость.

Переходы — поистине удивительная история человеческой прочности. Сообщение из хроники перехода другой группы, маршрут которой пролегал по северным районам: …6 января мороз достиг 56 градусов по Цельсию. 7 января — -64 градуса (!). «Пальцы на руках и ногах сводило от холода». «Правда», 10.04.1935 г., № 95. Не в поисках острых ощущений и приключений молодежь выходила на маршруты. Пройдет совсем немного лет, и эти же парни и девчата шагнут на маршруты частей специального назначения. На маршруты разведывательно-диверсионных групп. Но пока все это впереди.

  • «Омская правда», 17.01.1935, № 15. «Первый в истории спорта! Женский переход на лыжах Тюмень — Москва. Из Тюмени на Москву направилась команда лыжниц. Это первый в истории спорта женский лыжный пробег на дальнее расстояние. 11 утра, лыжницы пришли в Свердловск. 360 километров пути от Тюмени до Свердловска ими пройдено за 56 ходовых часов. 14 января женская команда взяла старт на Москву…» (Без подписи).
  • «Омская правда», 20.01.1935, № 17. «Пройдено 552 километра! Тюмень 11 января (по телеграфу) лыжная женская команда во главе с Карталовым прибыла в Красноуфимск. 17 и 18 января пройдено 90 километров. Миловидов».
  • «Омская правда», 5.02.1935, № 30. Тюмень — Москва «Лыжницы отстреливались от волков». Тюмень (по телеграфу). 2 февраля в 12 часов дня в Казань прибыла лыжная женская команда, совершающая переход Тюмень — Москва. Настроение бодрое. В пути лыжницы встретили волков и отстреливались из револьверов. 5 февраля лыжницы начнут следующий переход. Миловидов».
  • «Омская правда», 11.02.1935, № 35. «Лыжницы двигаются вперед. Тюмень — Москва. 10.02 (по телеграфу от спец. корр.). Лыжницы — жены командиров РККА, совершающие переход Тюмень — Москва, прибыли вчера в Шумерля (Татарская республика). Сегодня они будут в Сергаче. Физическое состояние у всех лыжниц превосходное. Везде их тепло встречают трудящиеся, красноармейцы. В Москву лыжницы рассчитывают прибыть 23 февраля, в День Красной армии. Б. Юнг».
  • «Омская правда», 21.02.1935, № 43. «Лыжницы подходят к Москве. Блестящий переход тюменских лыжниц, жен командиров. Тюмень (20.02, по телеграфу). Тюменские лыжницы — жены командиров, совершающие переход на лыжах Тюмень — Москва, сегодня прибыли в N. 23 февраля в Люберцах — финиш. 24 февраля — встреча лыжниц с физкультурниками Москвы. Все участницы лыжного перехода бодры и здоровы. Миловидов».
  • «Омская правда», 23 февраля 1935 г., № 45. «Сегодня тюменские лыжницы финишируют в Красной столице» . Они доказали!
  • «В Москву мы идем на лыжах. Нам предстоит преодолеть большой путь в две с лишним тысячи километров. Не думайте, товарищи, что это простая затея бездельниц. Нет, этим переходом мы хотим показать всему миру, на что способны женщины Советского Союза». Такое письмо оставили лыжницы 2 января 1935 года, покидая Тюмень. …История физкультурного движения не знает женских лыжных переходов на такие огромные дистанции. Пять дерзких — так прозвали лыжниц в Тюмени. Пять отважных, которые в сорокаградусные морозы переваливали через Уральский хребет. Женщины, которые двигались в пургу и бураны, отстреливались от волков под Казанью. И 2000-километровый путь при огромном внимании всех трудящихся страны. В команде есть еще шестой человек. Это начальник команды Карталов, имя которого хорошо известно физкультурникам СССР. В прошлом — один из участников скоростного лыжного похода Тюмень — Москва, награжденный товарищем Ворошиловым золотыми часами. Сегодня финиш! Б. Юнг.

Были и другие переходы:

В первый день 1936 года стартовал «ответный» лыжный переход Москва — Тюмень — Тобольск — 2400 км. 10 женщин-физкультурниц Московского электрокомбината им. Куйбышева — Семенова Анастасия (комсорг), Захаренко Екатерина, Каширина Антонина, Константинова Валентина, Новичкова Зоя, Пышкова Клавдия, Пономарева Зоя, Харитонова Татьяна, Хорощутина Мария и Долганова Тамара (корреспондент газеты «Рабочая Москва») с командиром Спиридоновым Георгием и политруком Просиным Германом. Старт 1 января, финиш 16 февраля. 46 дней, из них 35 ходовых. Среднесуточная скорость 68,8 км. Постановлением ЦИК СССР все 12 участников этого перехода награждены орденом «Знак Почета».

В 1936 году сахалинские лыжницы совершили другой беспрецедентный переход Александровск — Хабаровск. По маршруту стартовала команда девушек в составе Ольги Лакрской, Нины Назаровой, Марины Новосельцевой и капитана команды, делегата краевой комсомольской конференции Нины Щепотьевой. Отважным лыжницам, первым предпринявшим поход в суровых условиях Крайнего Севера, предстояло только по побережью Татарского пролива пройти 200 км и пересечь опасные льды у мыса Лазарева. Однако их не смутило ни белое безмолвие пути, ни дальность расстояния. За 24 ходовых дня они покорили 1400 км. Причем 386 пройдено было ночами, из них 87 — по компасу. Среднесуточный переход составил 58 км, что являлось рекордным достижением по сравнению с известным ранее женским переходом Тюмень — Москва Всех их наградили отрезами на костюмы и ходатайствовали перед Президиумом ЦИК СССР о награждении орденами «Знак почета».

Вторая команда в составе Р. Н. Смирновой, П. Г. Баторкиной, П. Н. Бельды, А. П. Панчук, совершившая переход за северными собаками на лыжах от Николаевска-на-Амуре до Хабаровска и покрывшая расстояние в 1 064 км за 82 ходовых часа в условиях снежной пурги и заносов, проходившая 102 км в сутки, также была отмечена подарками — отрезами на костюмы. Решено было ходатайствовать перед Президиумом ЦИК СССР о награждении путешественниц грамотами.

Подробности перехода они описали в дневнике. Вот фрагменты «путевых заметок»…

Но никогда не забудут девушки как в эти суровые дни и ночи выковывалась их воля и страстное желание победы над стихией. Неудивительно, что все препятствия были взяты.

21 октября 1936 года стартовал пешелыжный переход «Улан-Удэ — Москва» В эти дни ему исполняется 80 лет.

Пять девушек из Бурятии преодо¬лели за 95 дней 6065 километров. Финишировали они 6 марта 1937 года в столице Советского Союза на стадионе «Динамо» во время перерыва матча за кубок СССР по хоккею. Этот переход вызвал большой резонанс в Советском Союзе, пишет газета «Бурятия».

В 1934 году бурятская молодежь зажглась идеей совершить самый дальний лыжный переход с участием девушек. После углубленного меди-цинского осмотра в первоначальный состав команды вошли чемпионка Бурятии по лыжным гонкам Вера Любимская («Динамо»), лыжница из спортобщества «Локомотив» Калерия Копанёва, слесарь-инструментальщик Улан-Удэнского паровозовагонного завода Софья Тыхеева, колхозница из Кабанского района Мария Хахалова, представитель госучреждений Полина Дармаева. Под руководством главного инициатора перехода известного поэта и писателя Семена Ицковича (Метелица) девушки приступили к тренировкам. Первым серьезным испытанием стал 100-километровый пеший переход Улан-Удэ — Кабанск, по итогам которого команду покинули Ка-лерия Копанёва и Полина Дармаева. Следующий старт оказался не менее сложным. Предстояло пройти первый лыжный переход от Улан-Удэ до Кяхты и обратно. Лыжницы с честью справились и с этим заданием, пройдя 560 км за первые десять январских дней 1936 года.

Но самым сложным для девушек стал лыжный переход по маршруту Улан-Удэ — Иркутск — Усть-Орда — Бохан — Кутулик протяженностью 800 км. Девушки стартовали в разгар сибирской зимы. Преодолевая байкальские сопки с крутыми спусками и подъемами, в среднем в день проходили по 70 км. После медицинского осмотра врач команды Анатолий Овчинников остался доволен здоровьем лыжниц — девушки продемонстрировали хорошую общефизическую подготовку.

Летом команду пополнили. Более 50 кандидаток, которых рекомендовали райкомы комсомола, прошли испытания. Выдержали их двое — Елизавета Константинова из Алари, известная у себя на родине как хорошая лыжница, и студентка Улан-Удэнского музыкально-театрального училища Анастасия Сункуева. До самого старта продолжались пешие переходы по 20-25 км, велотренировки...

И вот долгожданный день старта настал. Площадь Революции г. Улан- Удэ заполнилась до отказа. Проводить в дальнюю дорогу девушек пришли представители спортобществ республики, рабочие, сельчане, друзья, родственники. Команда Бурятии в составе Софьи Тыхеевой, Марии Хахаловой, Елизаветы Константиновой, Веры Любимской, Анастасии Сункуевой в сопровождении политрука команды Александра Сазонова, командора Леонида Бобыкина и старшины команды Алексея Бутунаева отправилась в путь.

К вечеру 22 октября они прибыли на станцию Татаурово, и здесь командор отметил в маршрутной книге первые 41 км дистанции. Затем был трудный, почти в 1000 км пеший путь по берегу Байкала до п. Куйтун Иркутской области.

15 ноября команда встала на лыжи. Как и прежде, во всех населенных пунктах команду отважных встречали, помогали, желали здоровья и удачи. 26 декабря 1936 года, несмотря на сильный буран, смельчаки оставили за собой Новосибирск и попали в Барабинские степи. В условиях плохой видимости (мела метель), ориентируясь по еле заметным телеграфным проводам, медленно, но упорно передвигалась горстка лыжниц. Даже депеша на 28 декабря, которая предупреждала об урагане, застав их на одном из полустанков, не остановила наших землячек. Проходя по 90 км в лютый мороз, обмороженные, уставшие лыжницы прибыли в Барабинск и здесь встретили новый 1937 год. В Тюмени команду навестили участницы первого женского пробега Тюмень — Москва, который состоялся в 1935 году. 4 февраля во врачебно- физкультурном кабинете «Динамо» г. Свердловска спортсменки прошли медосмотр и получили разрешение на дальнейшее следование, а через два дня на отметке 4300 км пересекли границу Азии-Европы. Дальше была дорога по Большому Новомосковскому тракту, началось передвижение по национальным республикам — Башкирии, Удмуртии, Татарстану, Мордовии, Чувашии.

1 марта девушки провели собрание, где решили удлинить дневные переходы — оставалось всего пять ходовых дней. 6 марта на московском стадионе «Динамо» 30 тысяч людей рукоплескали героиням из солнечной Бурятии. Руководство страны по достоинству оценило подвиг и наградило всех участниц перехода орденом «Знак Почёта».

Этот пешелыжный переход дал значительный толчок дальнейшему развитию физкультурного движения в республике, особенно лыжному спорту. Время было действительно героическое, жили идеалами Александра Островского, брали пример со стахановцев, челюскинцев, и не зря спорт и физическая культура играли большую роль в жизни молодежи и трудящихся.

(подробнее о переходе здесь).

Дааа, были женщины в русских селеньях... и есть!

Идея блога и сбор материала — tan4ik

    Комментарии 34

    вспоминаю девчонок которые по моему впятером шли на лыжах к северному полюсу.
    Из за них я и купил знаменитые в то время лыжи «бескид». А геройство состоит в том что бы относится к трудностям не как к геройству. Вроде бы команда называлась «Метелица»

    Спасибо за блог. Случайно сегодня увидела... восхищена! Как так, я уже не первая, кто напишет, что не знала о таких длительных лыжных переходах!.. В стране с таким славным прошлым об этом должны рассказывать молодому поколению, в качестче примера силы духа, человеческих возможностей! Я ведь одно время в лыжную секцию ходила, но ни там, ни в школе, нигде не слышала про этих героинь.. Я потрясена, что наши женщины могли в нечеловеческих условиях, по пересеченной местности, в лютые морозы проходить по 50-100 (!) км в день! Несколько же выносливыми они были, а еще-мотивированными. Не деньгами, которые и не давали, а ИДЕЕЙ! Танчик и Василиса-спасибо за блог!

    Авторам респект и спасибо!
    Да уж были времена и люди были какие...!

    Спасибо за блог! Прочитала с интересом и удовольствием!

    Василиса П, tan4ik, восхищаюсь вами! Читала на одном дыхании. СПАСИБО.

    Интересный материал.

    9 марта 2017 (22:41) Спасибо, Серёж. Такое услышать от тебя, дорогого стоит) Привет Питеру!

    Ну на мой взгляд, самый толковый блог за долгое время на РБ! Очень интересный материал.

    Василиса, огромное спасибо за добавленный материал. Ну, правда, очень интересная информация. Мне всё больше и больше хочется знать о таких отважных переходах. И ещё я хочу шевиотовый костюм ))

    Отличный материал ))

    Спасибо за блог, очень интересно, какие самоотверженные люди в то время, не смотря на все трудности прошли такие длинные переходы.

    Спасибо, девушки! Поражаюсь возможностям организма и самоотверженность девушек-бойцов того времени!

    Спасибо за интересный блог! Прочитала с удовольствием. Не знала о таких лыжных переходах. Честно!

    Василиса П, большое спасибо за публикацию, очень интересно. Пример, достойный подражания. Вот это женщины — солдаты лыж!

    А вот это как раз то что нужно нашему сообществу биатлона и вообще молодому поколению юниоров и всем кто интересуется историей биатлона и русского, и в мире. За это огромное Спасибо сайту! Народу нашему и участникам и болельщикам такая инфа только в пользу. Почаще пишите и публикуйте о истории Биатлона и его героях и первых начинающих и всех кто прокладывал дорогу в этом прекрасном виде спорта. Полезно тем кто возможно только только встал на лыжи и особенно для тех кто решил посвятить себя Биатлону в нашей родной стране России! Лично свои первые впечатления о Биатлоне я получил в далёком детстве когда ещё под стол пешком ходил в начале 70-х годов. А рядом со мной под столом всегда сочувственно сидел и мурчал наблюдая за мной мой друг кот Мурзик! Это незабываемые годы. Чем и делюсь с Вами от души мои друзья по сайту!

    Иван Похмельев, это в другом блоге ))

    Василиса П, да за что извиняться-то? Всё нормально — выяснение истины прошло успешно. ))
    И с днём Рождения!

    Иван Похмельев, я исправила, извините.

    Василиса П, не знаете — не утверждайте. В 30-е годы было несколько выставочных матчей, до того какие-то студенты и КФК пробовали играть, но серьёзно и организовано начали заниматься с осени 1946 года.

    Иван Похмельев, нет, просто хоккей с шайбой уже начинался в 30-е годы, вполне возможно, что в 1937 году был и кубок СССР по нему. Но не буду утверждать. Скорее всего в тексте опечатка.

    Нашла материал — действительно, 6 марта 1937 года состоялся финал кубка именно по русскому хоккею, т. е. с мячом. dynamo.su

    Василиса П, это Вы называете «кубок СССР по хоккею с шайбой»? Я немного ошибся: 10 лет до чемпионата СССР, а до Кубка и вообще 14.

    Иван Похмельев, еще в 1932 году в СССР состоялась серия матчей хоккеистов клуба «Фихте» Германского рабочего спортивного союза. За советскую команду выступали игроки русского хоккея, преимущественно футболисты, игравшие зимой в русский хоккей. Были сыграны товарищеские (без зрителей) матчи: сборная Москвы — «Фихте» и «Динамо» (Москва) — «Фихте». Известно, что шайб в ворота гостей было заброшено в обоих матчах больше 10. Первый официальный матч ЦСКА — «Фихте» — результат 3:0 (все шайбы забросил В. Веневцев), затем состоялись два матча германской команды со второй сборной Москвы, оба выиграла советская команда 6:0 и 8:0.

    Василиса П, меня этот женский больше впечатлил. Мужские чем-то «конюхова» напоминают (... а половину прошел пешком...)

    «Финишировали они 6 марта 1937 года... во время перерыва матча за кубок СССР по хоккею с шайбой.» Просто по хоккею, как тогда называли хоккей с мячом. До шайбы ещё 10 лет ждать.

    Василиса П, чота получается, что в наше время перевелись богатыри

    Dmitry, Были и мужские переходы, просто этот блог посвящен женщинам (8 марта сегодня, если ты не забыл)

    offsport.ru

    Ничегосе... Не думал, что такое вообще в принципе возможно. Тем более — для женщин.
    Кстати, а мужики что — струсили что ли?

    Спасибо, Василиса. Интересный материал. Женщины -самые сильные, как бы не утверждали противоположное.

    Интересно, спасибо.
    Как далеко шагнул прогресс то в спорте.
    А ведь тогда всё это было в невыносимых условиях и без никаких вспомогательных средств.

    Я тоже про лыжные переходы не слышала. Про женские перелёты слышала, про полёты в космос слышала, а про лыжные переходы не слышала, интересно, спасибо.

    tan4ik, ну да, пока скромненько... но лиха беда — начало ))

    на 3 км?)

    tan4ik, мне было очень интересно работать с этим материалом. Даже вдохновилась на подвиг ))

    Василиса, родная, спасибо за подаренные минуты сна, а может быть и часы, если учесть работу моей «супермашины». Почему именно к 8 марта хотела приурочить данный материал?
    1. Сайт связан с лыжным спортом
    2. Все переходы были пройдены в основном январь – март
    3. И самое главное, что действующие лица- женщины
    Когда на глаза попались эти статьи, я сразу подумала о том, что знают ли наши посетители сайта, любители лыж и биатлона, что такие переходы имели место быть?
    Я допустим, раньше не слышала об этом и поэтому с большим интересом погрузилась в изучение такого события. Прочитав, решила поделиться с Вами, друзья.

    Лыжи. Новости

    Фото от болельщиков · 6623

    Лыжи Весна в ударе, пришел конец лыжной трассе
    Лыжи На сборах, 1987 г.
    Лыжи Александр Большунов – двукратный олимпийский чемпион!
    Лыжи Первое отечественное золото в мужской эстафете с 1980 года!
    Лыжи Денис Спицов поделился новым фото в соц.сети Инстаграм
    Лыжи Александр Большунов благодарит болельщиков и закрывает сезон