Цена олимпийской медали

4016Морозко
Цена олимпийской медали

Как то давно читала книгу Елены Вайцеховской "Слёзы на льду". И сейчас, во время проведения олимпийских игр, вспомнился один отрывок из этой книги. Решила привести его здесь.

"Один мой знакомый коллекционер из Германии, более двадцати лет занимающийся собиранием всего, что так или иначе связано с Олимпийскими играми, как-то сказал:

— Каждый мой коллега мечтает заполучить в коллекцию золотую олимпийскую медаль. Когда кто-либо из чемпионов по каким-то причинам решает расстаться с таким трофеем, информация об этом расходится в наших кругах мгновенно. Но если бы золотую медаль предложили купить мне, я бы, наверное, не смог этого сделать. Не поднялась бы рука. Слишком хорошо представляю, какую ценность она имеет для того, кто ее выиграл. Возможно, я слишком сентиментален, но не хотел бы стать человеком, который просто-напросто воспользовался ситуацией.

Олимпийские медали тем не менее продают и покупают. Не часто, конечно, но бывает. В 1994-м в самолете Осло-Москва выдающийся, несколько лет назад ушедший из жизни фристайлист Сергей Шуплецов на моих глазах за пять тысяч долларов расстался с серебром, полученным на Играх в Лиллехаммере. «Очень нужны деньги», — сдавленным голосом произнес он, и на скулах заходили желваки.

Возможно, для человека, среди прочих медалей выигравшего за свою спортивную карьеру несколько олимпийских, расстаться с одной, тем более за солидную компенсацию, — не такая уж большая потеря. Но практика говорит об ином. Олимпийское золото для человека, который его выиграл, — бесценно. И ни одна награда в мире не идет с ним ни в какое сравнение.

Объяснить феномен Олимпийских игр мир пытается на протяжении многих десятилетий.

— Я до сих пор не могу понять, что это такое, — говорил мне выдающийся тренер по фигурному катанию Валентин Николаев, подготовивший вместе с Галиной Змиевской двух олимпийских чемпионов — Оксану Баюл и Виктора Петренко. — У меня высшее техническое образование. Знаю и могу объяснить, почему самолеты летают. Но когда смотрю на самолет, то по-человечески не понимаю, почему это не падает на землю. Так и с Олимпийскими играми. Все их отличие от любого крупного турнира заключается лишь в отсутствии рекламы на бортах. Судьи те же, участники те же, программы те же. А турнир совершенно другой. И напряжение на этом турнире не сравнимо ни с чем. Когда начинается сильнейшая разминка, в раздевалке даже спортсмены стараются не задерживаться. Потому что там — лиловый воздух ненависти. Между людьми, которые в обычной жизни — друзья. Но это — не человеческая ненависть, а ненависть к сопернику. Для меня такая атмосфера безумного напряжения страшно привлекательна. Хотя из тренера Игры вынимают душу гораздо больше, чем из спортсмена.

— Сколько раз видела вас у борта — в голову не приходило, что вы волнуетесь, — не поверила тренеру я.

— У меня есть фотография, сделанная в Лиллехаммере за несколько минут до произвольной программы Оксаны Баюл, когда я в одиночестве курил в душевой. Кто-то из ребят зашел, щелкнул фотоаппаратом — я не успел даже сообразить что к чему. Найду — покажу вам обязательно. Сами и взглянете. На человека, хорошо одетого, в приличном костюме, с бабочкой. И на эту рожу. Которую любой ценой надо спрятать подальше и выйти к своему спортсмену. Чтобы тому даже в голову не пришло, какой ужас сидит у тебя внутри. Потому что передается это состояние на тысячу процентов. Мгновенно. Знаете, как мне было холодно, когда Галя Змиевская сразу после Игр в Лиллехаммере уехала в Америку и я остался у борта один? Мы двенадцать лет стояли там вместе. Стоило нашему спортсмену поехать, она не просто облокачивалась, въезжала в меня, как бульдозер. А я прижимался к ней. Потому что обоих колдобило так, что стоять без опоры было просто невозможно...

Олимпийское золото — страшная вещь. Оно неизменно ломает жизнь человека, будь он спортсменом или тренером, на «до» и «после». По одну сторону, на этапе восхождения — нечеловеческий труд и великая цель. По другую — уже совсем другая жизнь и недопустимость мысли, что ты можешь стать вторым. Второе место автоматически становится трагедией. Я видела, как в 1992-м плакал в Барселоне великий пловец, восьмикратный олимпийский чемпион Мэтт Бионди, проигравший Александру Попову. Видела двумя годами позже — в Лиллехаммере, — как не мог говорить от спазмов в горле не менее великий американский фигурист Брайан Бойтано. И наверное, никогда не сумею изгнать из памяти слезы Александра Карелина, проигравшего в Сиднее. Каждый раз, когда приходится его видеть, понимаю: эта рана зияет в душе легендарного борца вот уже который год.

Об Олимпийских играх трудно писать достоверно, наблюдая за ними со стороны. Сопричастность — в любом качестве, будь ты журналист, врач или велосипедный техник, — кружит голову, притягивает, отравляет душу единственным желанием: увидеть победу своего спортсмена. Возможно, поэтому все то время, что продолжаются олимпийские баталии тех или иных Игр, все остальные события на планете уходят на второй план.

Олимпийские интервью, взятые сразу после победы, в которых спортсмен обстоятельно рассказывает о том, как именно боролся и побеждал, — редкость. Как правило все говорят одно и то же: «Счастлив. Ничего не помню».

И то и другое — неправда. В большинстве случаев у чемпиона остается лишь одно желание: закрыть глаза и ни о чем не думать. И полное опустошение. Победитель Игр в Атланте борец Бувайса Сайтиев, выигравший золото в вольной борьбе, так сказал об этом:

— Я так долго пытался представить себе, что буду чувствовать, став олимпийским чемпионом... И ничего не чувствую, кроме грусти. Была цель, мечта. Теперь же никак не могу разобраться в своих переживаниях. Как будто у меня отняли эту мечту.

Каждая олимпийская победа требует такой концентрации и самоотдачи, что не помнить ее невозможно. На осознание могут уйти сутки, недели, месяцы — но рано или поздно в памяти всплывают и остаются, как выжженные каленым железом, мельчайшие подробности собственного олимпийского поединка. До сих пор друзья-коллеги, случается, донимают вопросом: «А что ты сама чувствовала, выиграв в Монреале?»

Та моя победа состоялась тридцать c лишним лет назад. Она не была прогнозируемой — в команде хватало других, куда более титулованных и опытных претендентов. Хотя с годами, уже став журналистом, поняла: олимпийского чемпиона почти невозможно предсказать заранее. В большинстве финалов на победу в равной степени претендует каждый из финалистов. Да и результат, как правило, зависит вовсе не от физической готовности (к Играм на пик формы выходят практически все их участники), а от множества других, самых разнообразных вещей. И в первую очередь — от умения отрешиться от всего второстепенного.

До сих пор не могу забыть, как на протяжении полутора недель, предшествовавших выступлению, я, 18-летняя девчонка, не могла отделаться от мысли: «Это — война». Наверное, нельзя так писать о вполне мирной деятельности, но именно так, а не иначе воспринимают Игры те, для кого главным смыслом спорта всегда была победа.

Возможно, для кого-то это звучит странно. Все-таки Олимпийские игры — большой праздник. Особенно если ты приехал просто участвовать. Бесконечные фестивали, новые знакомства. Толпы туристов, фотографов, художников. Презентации всевозможных фирм, жаждущих осыпать каждого гостя дождем мелких подарков, торговые развалы на любой вкус, деликатеснейшая и самая разнообразная еда в олимпийской деревне.

Наверное, в Монреале все это тоже было. Наверняка даже было — купила же я там тоненькое золотое колечко с олимпийскими кольцами себе и кулон с канадским кленовым листочком в подарок тренеру, Валентине Николаевне Дедовой, которую даже не посчитали нужным взять в олимпийскую сборную. Правда, как покупала — не помню. А вот как дрожали ноги на последнем прыжке, помню, как будто бы это было вчера.

Еще помню, как, вынырнув из воды чемпионкой, вдруг с ужасом поняла, что не вижу трибуны, которая вдруг в каком-то тумане, сквозь черные точки в глазах, начала уплывать в сторону. Потом была пресс-конференция в небольшом зале, где какой-то странного вида, но до боли знакомый, при этом запыхавшийся мужик неотрывно смотрел на меня, периодически снимая и протирая запотевающие очки. А когда вопросы журналистов иссякли, вдруг срывающимся голосом произнес: «Леночка, дочка...»

Отца уже давно нет. Я же, случается, до сих пор с грустью думаю о том, что он никогда в жизни не видел, как я прыгаю на соревнованиях. Боялся, что может не выдержать этих переживаний..."

    Комментарии 16

    Замечательный отрывок,
    вовремя, очень уместен для понимания эмоций и психологии спортсменов-олимпийцев. Олимпионики-победители — особая статья... Вайцеховской в своё время сильно пофартило в 76-ом в Монреале в прыжках в воду. Она причислена к лику «святых» — олимпийских чемпионов... Не глупа, талантлива, нашла себя в жизни после спорта, способна грамотно изложить свои мысли о спорте...

    Интересно, что чувствует Фелпс -гениальный пловец всех времён и народов, собрав два десятка золотых олимпийских медалей и девальвировав тем самым их ценность в своих же собственных глазах?!

    Спорт — концентрированная модель нашей жизни, для сильных и очень честолюбивых людей с жаждой побеждать. Победа в Олимпиаде — вершина и смысл жизни спортсмена. Но мест на пьедестале всего три, а верхняя ступенька одна — счастливчики-чемпионы могут торжествовать... И это правильно, но всё когда-то кончается, приходят новые честолюбивые... Правда, звание олимпийского чемпиона остаётся навечно...

    PS. Счастья, здоровья, журналистского долголетия Вам, Елена Сергеевна!

    Поставил бы и 6 и 7. жаль нет таких оценок...

    Морозко!
    Респект! Отрывок классный.
    Открывается другое понимание жизни большого спорта.

    Прочитал, понравилось про биатлон, хотя я иго не люблю

    Андрей А, кое-в-чём согласен с Вами.но китайцы не так глупы.
    mnenia.zahav.ru

    новембер,
    Совершенно согласен с Вами по восприятию (но не по отношению к спортчиновникам, самому в СССР доводилось быть несколько лет на нижнем уровне), но претензии Вы предъявили не к ним, а к спортсменам, основываясь на ПРЕДПОЛАГАЕМОМ конкретном качестве, именно про это я и написал.

    птенчик,
    Воспринимается кем? У Вас изложена позиция спортсмена, а обсуждается позиция зрителя-болельщика-гражданина.

    Алексей,
    А ещё на Спорт+ показали хороший сюжет про тех китайских спортсменов, которые выпали из обоймы по пути и не попали под лучи славы по причине травм или чего-то подобного. Практически уличные нищие, т.к. делать ничего не учили кроме спорта, а пенсионной системы в Китае нет по определению.

    Если ты полжизни или даже всю жизнь в спорте, живешь спортом — что для тебя важнее олимпиады? По сути, одно из важнейших событий в жизни. Здесь ОИ — важнейший экзамен, итог многолетнего пути. потому так и воспринимается.

    Андрей А, я не злобствую,и не дилетанствую,я просто констатирую факты. Во всяком случае я с самого начала реально смотрел на количество золота у России,и не кричал на всю страну о предполагаемых 28 золотых медалей,по моему,на столько золота надеялись наши чиновники.

    gidepark.ru

    новембер,
    Когда пишете об отсутствии идеалов у членов олимпийской сборной на основании отсутствия золота в желаемом Вами количестве, то это либо злобствование, либо дилетантизм. Если не знаете людей лично, не беритесь судить, да и зная, это не всегда корректно.

    petruha, сколько спортсменов сдавали игру,чтобы в следующем раунде выйти на более слабого соперника и взять свою медальку. Примером тому служат поддавки в бадминтоне китаянок и кореянок,да и сегодняшняя игра российской женской сборной по басетболу не впечатлила. Я ещё раз повторюсь,пусть и буду в ваших глазах обывателем-пафосником,что медали в спорте-важны,но не главное. Прежде всего,как бы пафосно это не звучало,это идеалы человеческой красоты,не столько тела,сколько духа. Для меня идеалом стойкости духа является бобслеистка Ирина Скворцова,не завоевавшая из-за травмы своей главной медали. Отсутствие золота на лондонской Олимпиаде и есть отсутствие идеалов у россиян,за которые нужно бороться!А о вас,как об обывателе,мне даже и сказать нечего!

    Морозко,+100000...потрясающе,н е думала,что:

    «Олимпийское золото — страшная вещь. Оно неизменно ломает жизнь человека, будь он спортсменом или тренером, на «до» и «после»..»

    bbc.co.uk

    rusbiathlon.ru

    Олимпиада — это легенды о подвигах людей во имя олимпийских идеалов, а не только звон медалей, который, к сожалению, наиболее приятен уху современных чиновников и большинству обывателей. Об ином современнном чемпионе, к сожалению, порой и сказать-то особо нечего, такой же обыватель, как все...

    Морозко, спасибо...
    Взгляд изнутри...
    У меня слов нет, одни чувства и эмоции...

    Добавлю отрывок из интервью Алексея Ягудина:«... Правда, сейчас периодически думаю о том, что единственные соревнования, в которых я не хотел бы участвовать, – это Олимпийские игры.

    – Почему?

    – Хочу быть многократным чемпионом мира. Выиграть пять, шесть, десять раз подряд. А Игры… Они хороши только тогда, когда ты становишься чемпионом. В любом другом случае превращаются в страшное испытание. Поражение ведь перечеркивает всю предыдущую жизнь. Проиграл – и жизнь насмарку. А второе или третье место – это все равно поражение…»

    Летние Олимпийские игры. Новости

    Фото от болельщиков · 2390

    Летние Олимпийские игры Встреча героев бразильской Олимпиады-2016 в Рио
    Летние Олимпийские игры Встреча героев бразильской Олимпиады-2016 в Рио
    Летние Олимпийские игры Встреча героев бразильской Олимпиады-2016 в Рио
    Летние Олимпийские игры Российский хоккей: Russia's former and current Olympic team фото (photo)
    Летние Олимпийские игры LONDON, ENGLAND — AUGUST 22: A London 2012 Paralympic games volunteer фото
    Летние Олимпийские игры LONDON, ENGLAND — AUGUST 22: 'Elton' the spectacled фото