От обучения – к спортивному результату!

913Александр Сенцов
От обучения – к спортивному результату!

Об авторе: А. Н. Сенцов — мастер спорта СССР по биатлону, тренер-преподаватель высшей квалификационной категории

Как известно биатлон комплексный вид спорта, где сочетаются два противоположных вида спорта, динамический — лыжные гонки и статический — стрельба из положения «лежа» и из положения «стоя». В биатлоне, чтобы успешно вступать на соревнованиях высокого уровня, необходимо иметь сбалансированную подготовку, которая включает в себя стабильно высокие технические навыки по стрелковой, лыжной и функциональной подготовленности.

На протяжении последних лет оценкой работы в детско-юношеском биатлоне является спортивный результат по программе взрослого биатлона, лишь с учётом меньшей дистанции. Но задачи для тренеров детско-юношеского биатлона и тренеров взрослого биатлона существенно различаются. Рассмотрим эти задачи. В юношеском биатлоне основная задача — это обучение техническим действиям в стрелковой, лыжной и в последнее время — горнолыжной подготовке (прохождение спусков с поворотами без снижения скорости). Ещё одна, не менее важная задача, это развитие физических качеств и функциональных возможностей организма. Во взрослом биатлоне основной задачей является максимальный спортивный результат по видам программы биатлона с учетом индивидуальных особенностей спортсмена на основе технической «школы», заложенной в детско-юношеском возрасте.

Известно, что физические и функциональные возможности не приобретаются, а развиваются, можно развить лишь то, что заложено природой. Функциональное развитие в детско-юношеском возрасте происходит намного быстрее, чем приобретение стабильного технического и двигательного навыков, которые приобретаются в течение продолжительного времени, формируясь сначала в умения, затем — в навыки. Детские тренеры видят главной задачей в воспитании юного биатлониста функциональную подготовку, а техническая — остаётся на втором плане. Почему? В юношеском возрасте как правило слабо и не стабильно стреляют, техника лыжных ходов далека от совершенства, а итоговый результат можно компенсировать функциональной подготовкой. Отданный приоритет функциональной подготовки помогает получить хороший спортивный результат сейчас, надеясь, что стабильность в стрелковом и техническом компоненте «придет» потом. Как правило, такое случается редко.

Так за счет чего же сегодня возможен высокий спортивный результат в юношеском возрасте? Без сомнения, это исключительная функциональная одаренность, раннее половое созревание организма, чрезмерный функциональный тренинг. В современных условиях оценки работы, детскому тренеру тяжело удержатся от функционального тренинга, так как он скрывает технические изъяны в стрелковой, технической подготовке и существенно влияет на итоговый спортивный результат. Увлечение чрезмерным функциональным тренингом в детско-юношеском возрасте приводит юного спортсмена к крушению планируемых ожиданий во взрослом спорте, где нужно показывать максимальный спортивный результат. На подходе к взрослому спорту функциональный тренинг достигает предела. Техническая стрелковая подготовка, техническая лыжная и горнолыжная подготовка остаются на нестабильном уровне, так как в юношеском возрасте к этим компонентам тренер относился недостаточно серьезно. С чрезмерной интенсивностью тренировочного процесса приходит и психологическое выгорание спортсмена, когда тот постоянно думает о своём несоответствии.

На мой взгляд проблемным является и вопрос преемственности национальных сборных команд России: юношеской, юниорской, взрослой. Если брать юношескую команду (основной состав), которая представляет нашу страну на первенстве мира, то до основного состава взрослой национальной команды доходит мизерный процент спортсменов, остальные с юниорского или взрослого этапа подготовки попадают в основной состав взрослой национальной команды. Возникает вопрос, если в сборную юношескую команду попадают лучшие, самые одаренные юные спортсмены, почему они не могут себя реализовать во взрослом спорте, становятся только основными биатлонистами сборных команд регионов. Некоторые подающие надежды спортсмены годами тренируются в резервной команде, но так и не могут реализовать свои возможности на высшем уровне, предполагаемые в юношеском возрасте. Ответ достаточно прост, необходимо менять мотивацию работы тренера юных биатлонистов, идти от обучения к спортивному результату, а не брать за основу спортивный результат с механически скопированной программы соревнований взрослого биатлона.

В центры спортивной подготовки биатлонистов и в сборную команду попадают вроде бы самые лучшие юноши и девушки, но в большинстве своем уже с максимально использованным функциональным потенциалом, который не может дать дальнейшего существенного роста спортивного результата спортсмена. Почему так происходит? Не везде на местах с климатическими условиями есть возможность дальнейшей подготовки одаренных юных биатлонистов. Хорошие условия есть в нескольких региональных центрах спортивной подготовки. Тренер юного биатлониста, не имеющий достаточных условий в своем регионе, планирующий перспективу своего ученика, готовит его для поступления в такой центр, для чего опять же «натаскивает» своего подопечного на спортивный результат по программе взрослого биатлона.

Для того, чтобы детские и взрослые тренеры занимались реализацией своих конкретных задач, предлагаю программу юношеских соревнований сделать комплексной, где все виды программы имеют равную оценку для определения результата. Тогда детский тренер будет вынужден заниматься не тренингом функциональных возможностей юного спортсмена, а обучением специальных умений и навыков юных биатлонистов.

Предполагается следующая программа:

  • стрельба из положения «лежа» и согласно возраста — из положения «стоя» на «кучность» по замерам между дальними отрывами пробоин, определяется место спортсмена в виде программы;
  • эффективность передвижения на лыжах — прохождение отрезка 100-150 метров классическими ходами до средних юношей, старшие юноши коньковым ходом. Для определения места участника учитывается рост участника, количество шагов и время прохождения дистанции.
  • горнолыжная подготовка — прохождение спуска с левым и правым поворотом на время. Место определяется по результату на финише.
  • лыжная гонка — дистанция и ход, по возрастной группе участников. Место определяется по результату гонки.

Итоговый результат — сумма мест, занятых во всех видах программы. Победитель определяется по наименьшей сумме мест.

Предлагаемая программа соревнований поможет определить уровень обучения и дальнейшую перспективу юных биатлонистов, так как функциональная подготовка существенного влияния на итоговый результат не оказывает.

Думаю, такой вид юношеских соревнований биатлонистов покажет более достоверную одаренность юных спортсменов, как в технических действиях, так и в функциональном потенциале.

    Комментарии 13

    Здравствуйте, уважаемый А. Н. Сенцов! Не понимаю, почему Вы против использования такого критерия эффективности подготовки в юношеском биатлоне, как спортивный результат. Ведь Вы же сами пишете, что задачи тренеров — это обучение технике лыжных ходов, в том числе и горнолыжная подготовка, технике стрельбы с учетом особенностей биатлона и физическая подготовка. Я считаю, что эффективное решение всех трех задач и будет приводить к высокому спортивному результату. А те тесты, которые Вы предлагаете, может использовать сам тренер для оценки эффективности своей работы в этих видах подготовки спортсменов.

    Александр Николаевич, с кем -то из ТШ сборных Вы поддерживаете контакт?

    Ничего удивительного. Результат складывается из сантиметров. Разложите сантиметры и проанализируйте работу. И потом тренируйте каждый сантиметр. Тогда будет результат!

    Вячеслав, у нас такого не было (когда я лыжами занимался)
    Ну говорили конечно «складываться» на спусках, но специально не тренировали прохождение спусков. Поэтому термин «горнолыжная подготовка» применительно к беговым лыжам меня удивляет

    Александр Николаевич, большое спасибо, очень познавательно.
    Где Вы преподаете? Кто Ваши ученики?

    Статья понравилась и комментарии тоже, очень хочется, чтобы эти проблемы нашли решения

    Для того, чтобы тренеры-преподаватели работали в предложенном статьей варианте, нужно изменить подходы в аттестации, прграммах. Так как на сегодняшний день, для того, чтобы тренер-преподаватель получил, скажем первую или высшую категорию, надо: результат выступления спортсмена на уровне России, методические разработки, участие в профессиональном конкурсе, обмен опытом и еще куча различных бумаг.

    А в целом, статья нужная.

    Вопрос в том, кто это будет делать? Сегодня Минспорта пытается всеми силами перевести ДЮСШ в разряд спортивных школ (вывести из дополнительного образования и лишить воспитательной функции) на программы спортивной подготовки, цель которых — спортивный результат, попадание в сборную.

    Сегодня Минспорта предлагает к обсуждению новые ФГТ к предпрофессиональным программам, если их примут в предложенном варианте, то ДЮСШ придется перейти на программы спортивной подготовки, в разряд спортивных школ. Но здесь очень много не доработанных Минспортом проблем:

    1. Все тренеры-преподаватели, имеющие педагогическое образование, должны будут пройти (в абсолютном большинстве за свой счет) переподготовку, которая по признанию специалистов ни чего не дает в профессиональном плане;

    2. Нагрузка вместо 18 часов в неделю (ставка) становится 24 часа;

    3. Тренеры-преподаватели, являясь работниками образовательного учреждения, находятся под Указом президента по средней заработной плате. Учреждение выходя из системы образования, автоматически выходит из под Указа.

    4. уменьшение количества отпускных дней. При этом работники Минспорта все эти проблемы свешивают на местный уровень. Сами программы спортивной подготовки, их ФГС предполагает значительное повышение финансирования. НО! сегодня абсолютное большинство ДЮСШ находится на местном бюджете.

    Соответственно, по сути Минспорта разрушая старую систему детского спорта, в новой одни?

    Алексей Сагингалиев, с чего вы решили, что передача детского спорта в систему ВС или МВД не *** много денег? А с какого кармана платить зарплату тренерам, за инвентарь, за выезды на соревнования, УТС, экипировку? Или можно урезать все это?

    Александр Николаевич, вопрос действительно системный и тр*е * б*ует всестороннего анализа и проработки. Нам надо обьединиться и по немного формировать эту систему. Алексей, думаю, поможет привлечь не равнодушных тренеров к этой теме. Но надо вначале четко понимать кому мы все эти работы покажем — мин. образованию, мин. спорту или мин. обороны? Без привлечения внимания властей наши труды лягут на полки. Надо начинать с конца. Если интересно, то вот мои мысли вслух по поводу системы, rusbiathlon.ru. Взгляды у нас совпадают. Вопрос в деталях.

    Что касается технической и горнолыжной подготовки, то это длинная тема... Я уже говорил, что наш бы спорт да под мин. обороны? Под флагом военно-спортивных клубов. Биатлонист ведь это готовый солдат. Но туда и пистолет, и пейнтбол, и самооборону, и полосы препятствий, и ОФП, и многоборье. Это было бы очень интересно детям. И наставники у этих клубов были бы офицеры из структур спецназа, ОМОНа, ФСБ и пр. Вот это была бы система. Лучшие в спорт, а большинство в систему ВС и МВД. И повторюсь. Главное денег для этого не нужно много. Только правильная организация системы

    «и в последнее время — горнолыжной подготовке (прохождение спусков с поворотами без снижения скорости).»

    Дим, это то, о чем я тебе говорил. Только это я проходил ещё в начале восьмидесятых.

    Понравилось. Но мне бы хотелось большей «системности» что ли в анализе ситуации. Что бы специалисты подробнее разобрали самые общие вопросы что же мы хотим от детско-юношеского спорта, а чего надо обязательно избежать. Какие у нас есть для этого ресурсы и инструменты для воздействия на ситуацию (например система стимулирования тренеров) и какие недостатки и несовместимости у этих инструментов. Чтобы более зряче разбирать предлагаемые методики.

    Тут высказались двое специалистов и конкретные предложения у них разные. Вот и хотелось бы выработать некие критерии для анализа этих конкретных предложений. Чтобы можно было как-то сопоставлять и прогнозировать их воздействие на ситуацию. Тут ведь большая проблема в том, что работать детскому тренеру надо здесь и сейчас, а полный результат будет известен только через много лет.

    Например такое абсурдное на первый взгляд предложение. Вообще явно не отбирать лучших в детско-юношеском возрасте. Обучать, готовить детские организмы, поддерживать интерес к занятиям, но не формировать никаких сборных. Соревнования-фестивали с соперничеством только в рамках этого соревнования.
    Идея в том, чтобы избежать соблазна форсирования со стороны специалистов, в поддержании интереса детей к занятиям, в текущем контроле.

    Польза стране будет очевидна в виде здоровой молодежи. Но вопросов сразу много. Как эта система будет сочетаться с профессиональным спортом. А хватит ли ресурсов, можно ли при этом выстроить систему стимулирования детских тренеров и т. п. Так вот хотелось бы, чтобы специалисты наработали инструментарий для такого разбора и почётче очертили круг проблем.

    И конкретные методики интересны, но выбирать их надо осознано и надолго. Чтобы не шарахаться потом — ах эти тренеры и тут придумали как натаскать ребят, чтобы подзаработать.

    Соревнования детей, как правило, показывают не уровень одаренности, а уровень тренированности. Кроме того, есть дети которые взрослеют пораньше, есть — попозже, и сравнивать их в одном возрасте тоже не очень продуктивно.

    А есть еще вадовские и прочие международные чинуши, благодаря которым казалось бы больной слабый ребенок... может иметь преимущество над здоровым!

    Всё это губит идею определять одаренность через соревнования детей

    Интересное мнение. Спасибо, Александр Николаевич.

    Приятно, что к нам заглядывают специалисты такой высокой квалификации.
    Хотелось бы услышать мнения и других людей, специалистов, тренеров, да и болельщиков тоже?

    Вопрос с чего надо начинать «революцию»? Какие ресурсы для этого нужны? Что можно сделать уже сегодня? Предпринимались ли попытки, обращения в СБР или куда-то еще?

    Все правильно Вы говорите — услышат-ли?

    Биатлон. Новости

    Фото от болельщиков · 34044

    Биатлон Белорусы оккупировали пьедестал
    Биатлон Кубок Содружества в Рязани
    Биатлон Александр Логинов. Кубок Содружества
    Биатлон Виктор Майгуров (глава СБР)
    Биатлон Антон Бабиков на КС в Рязани
    Биатлон Антон Смольский. Кубок Содружества