Виталий Норицын: «Нам надо иметь несколько сборов на высоте от 1300 метров»

436rusbiathlon.ru
Виталий Норицын: «Нам надо иметь несколько сборов на высоте от 1300 метров»

Старший тренер женской сборной России по биатлону Виталий Норицын ответил на множество актуальных вопросов Вячеслава Самбура. Полный текст интервью с наставником российской команды читайте в первоисточнике на sports.ru.

— После декабря команда посыпалась. Был момент, когда вы поняли, что ушли не туда?

— Считается, что все сломал новогодний сбор в Обертиллиахе — это не совсем так. Да, на сбор девочки отреагировали нехорошо, но факторов больше, чем только тренинг. Часть причин должна остаться внутри команды. Это женский коллектив, и я должен подавать информацию максимально тактично — поэтому возьму все на себя. Наши результаты в январе — это многослойный пирог: причин много, в том числе технических.

— Имеется в виду инвентарь?

— Я не хочу обострять эту тему, но мокрые этапы дались нам очень тяжело в плане скольжения.

— Но у вас есть рефлексия: это и это я сделал не так?

— Конечно, есть. На будущее я пересмотрю какие-то вещи. Заезд не на ту высоту и последующий спуск на мокрый этап в Оберхоф стал ключевой методической ошибкой. Задним числом можно думать, например, о другом месте сбора, еще каких-то моментах. Но девочки приехали в Обертиллиах в разные сроки, готовились по-разному — результат в январе у всех более-менее один. Причем у мужской команды так же. По тренингу я скажу однозначно: мы не перегрузили спортсменок.

— Со стороны кажется, что ваша главная неудача — Миронова. Правда, что в подготовке вы уделяли ей внимания больше, чем всем остальным вместе взятым?

— Это не так. На стрельбище — да, но мы это согласовали с самого начала. У нас есть четыре тренера, которые ведут стрелковый компонент: я, Гурьев, Загурский и Коновалов. С каждым работали определенные девочки, чтобы не было путаницы, чтобы говорил кто-то один. Я больше работал с двумя девушками с основы и получал от Коновалова пару человек из условного резерва. Но по нестрелковой части никаких разделений. Да и как они возможны? Отдельные задания? Нет, такого не было.

— Да, на фоне ее переживаний мы поехали в эту сторону. Но сразу ремарка: много домыслов, что я Свету в этом обвиняю. Нет, виноват я — сначала пропустил момент, потом не смог ее достать из этого состояния.

Что касается мониторинга таких вещей, то у нас нет глобального контроля — научная группа с нами не ездит. Насчет исправления: в соревновательный период поправить вес не так-то просто. Да, задним числом мы все умны, и сейчас я понимаю: после Оберхофа ей надо было пропускать Рупольдинг целиком — и все пришло бы в норму.

Даже с учетом этих проблем Света была в неплохом состоянии на ЧМ. Посмотрите ее скорость в Антхольце: 40-я в спринте, через день 7-я в пасьюте с прекраснейшим финишем, еще через день 22-я в индивидуальной гонке, потом два круга эстафеты прошла отлично, но штраф ее подкосил. То есть высокая результативность через гонку.

— И что это значит?

— Я не хочу все сваливать на лыжи, но тогда что получается: одну гонку Света едет, другую нет? Сегодня форма есть, а завтра нет?

Возьмем индивидуальную гонку, где скорость была вроде как не очень: Света там не свалилась по кругам, что говорило бы о плохой готовности. Наоборот, бежала ровно, причем финиш выдала быстрее, чем все предыдущие круги. По движениям у меня тоже есть визуальная картинка — я знаю, как двигается Света в хорошем состоянии. Все было нормально.

— Но на последний круг эстафеты ее однозначно не хватило — потому что сильно гнала до стойки?

— Тут стоит поразбираться в сторону первого круга — он был быстрым: возможно, действительно рванула, хотя ей кричали, что надо работать в своем режиме. Спортсмен часто не до конца чувствует свою скорость: субъективные ощущения не совпадают с тем, что мы имеем в реальности — отследить можно только по пульсограммам.

На втором круге Света специально сбавила, причем все равно прошла в одни ноги с Экхофф. Потом минуту-полторы провела на стрельбище — то есть восстановилась, но силы кончились сразу после штрафного круга.

На выходе со стадиона есть подъемчик: на первом и втором кругах Света заходила в него одним стилем, на третьем — уже по-другому. Дело в том, что она бросилась отыгрывать уже на штрафном круге — за 25 секунд ее обрубило. Она спешила, причем начала спешить еще на ковре — просто не дотерпела дополнительные выстрелы.

— У Куклиной в прошлом году была точность за 90%, но сейчас стрельба потеряна — почему?

— По сезону можно заметить, что Лариса не справляется с ветреными этапами. Антхольц я отнесу к таким же, стрельбище там — очень тяжелое для понимания. Реакция флажков на ветер не такая заметная, как в других местах. Ты даже сам не так сильно чувствуешь ветер, но смещение группы достаточно серьезное.

В первой гонке это стало откровением для могих: флажки практически висят, а стрельба уходит. Но это коснулось не только нас — посмотрите, какая процентовка у всех в Антхольце. Нам всем не хватило опыта нахождения именно здесь.

В целом у нее по-прежнему высокая стрелковая надежность: в Рупольдинге, Поклюке, Анси — на более спокойных стрельбищах — была хорошая работа. На тренировках тоже справляется всегда.

— Юрлова большую часть межсезонья готовится вне команды, даже сейчас она не на сборе с вами. Кто именно ее тренирует?

— На этот вопрос никто не ответит честнее Кати — кто и какой вклад вносит в ее подготовку и результативность. Летом наша работа носит консультативный характер: я скидываю наши планы, мы общаемся, что и где поменять. Иногда она скидывает видео с тренировок, и если я что то замечаю, то доношу свое мнение. То, что мы и Катя тренируемся в разных местах, важный фактор. У Кати в межсезонье очень много среднегорья, практически каждый сбор. Конечно, в связи с этим корректировки относительно команды есть.

— Тот же Белозеров считает, что горных сборов не хватает: только Сочи в августе и Рамзау в октябре.

— Да, этого мало. Причем Рамзау я не отношу к горному сбору. Высота проживания — 950 метров, это как Кисловодск — прекрасное место для работы, но не среднегорье. Нам надо иметь несколько сборов на высоте от 1300 метров.

Если честно, Сочи — тяжелое место для тренировок, учитывая уровень кислорода в воздухе, парциальное давление. Совершенно разные места, например, с Обертиллиахом, где та же высота. Сочи — это 1350 метров субтропиках: влажность очень высокая, всегда под 80%. Для сравнения Антхольц выше Сочи, но влажность 20-25% — гораздо легче тренироваться и переносить нагрузки.

— Почему так далеки от основы Кайшева, Павлова, Васнецова, Казакевич, которые провели межсезонье с вами?

— В такой большой команде всегда будет кто-то выпадать, тем более по уровню тренированности девочки очень близки, практически наравне. Сходу выдать анализ по ним тоже сложно.

Вот у сборной Италии есть элит-группа на четыре человека, из них две девочки. Виттоцци откатилась по сравнению с прошлым сезоном, Вирер — нет. И в этой ситуации итальянские тренеры могут четко резюмировать, почему это случилось. А когда у тебя состав на 16 человек…

Взять Кайшеву — да, ее мы до конца не привели в порядок, все еще доразбираемся. Если спортсмен не говорит и не развивает тему своих результатов — на это есть причины. И значит, я снова беру все на себя. В случае с Ульяной надо просто подождать.

— Взять все на себя — это благородно, но получается, что нет результата и нет объяснения. И выглядит так, что тренер Норицын убил Кайшеву.

— Я не буду выносить тему здоровья, если спортсмен не готов об этом говорить. Вот у немцев Эрик Лессер закончил сезон — почему? Он сказал: причины есть, но я вернусь. Пропал Шемп, но тема не муссируется — потому что все уважительно относятся к тому, что спортсмена может подвести здоровье. И не всем надо знать, что именно не так. Это личное пространство.

Вернемся к Ульяне, которую я тренирую с 2017-го. Мне говорят, что я взял ее чемпионкой России и убил. Но нет, со мной она отобралась на Олимпиаду, заезжала в топ-10 Кубка мира, выиграла спринт на ЧР.

Из года в год у нее одна динамика, причем это касается и отборов. Ноябрь-2016, ноябрь-2018, ноябрь-2019 — всегда один и тот же результат, но уже в декабре резко положительная динамика. В ноябре-2017 мы не бежали отбор, но и тогда Ульяна тяжело провела контрольную тренировку в Бейтостолене. А 10 дней спустя впервые выиграла гонку на Кубке IBU — форма пришла через старты.

— Есть версия, что для девушек вы больше друг, чем тренер, который заставит делать жесткую работу.

— Каждый год я слышу это на тренерском совете. Причем одна половина тренеров кричит: вы делали слишком мало, занимались физкультурой, надо тренироваться больше. Другая половина: куда такие больше нагрузки, ты всех угробил! И что все это значит? Давайте определимся — много или мало мы тренируемся?

Если я нормально общаюсь с девочками — это не значит, что они меня не воспринимают и не слушают в работе. Я могу поругаться. Да простит меня Лариса, с ней я ругался очень жестко.

    Комментарии 36

    Жирнейший МИНУС «драчу»:
    - свои «ля-ля-ля» за тренера хочет спрятать.

    Почти каждый год меняют шило на мыло, а воз и ныне там. Пусть поработает.

    Норицына нужно оставить еще на год. Сборную разделить на микрогруппы. Должность главного тренера убрать. Правлению запретить вмешиваться в формирование команд на этапы и гонки.

    А мне почему-то кажется, что у Норицына слишком много тех, кто ему указывает что и как делать. Дали бы ему свободу работать по своему, может и результат был бы другой.

    vlad, и в провале мужской сборной он виноват? Там то же самое. Или все же проблема в тех, кто выше Норицына по полномочиям?

    Прогресса какой год нет, все его сборницы провалились так что с Кубка России некоторые не могут выйти. И почему все у него болеют. Не получается, уйди и работай в другом амплуа.

    Ника, Хуже тоже не стало, по сравнению с ужасным январем. Так что и спрашивать не за что)

    Adrio75, зато за две недели реально ее еще ухудшить. Поэтому спрос должен быть со всех причастных, а не с одного

    Ника, У нас нет информации кто там куда на самом деле залез или не залез. Драчев говорит одно, Норицын намекает на другое. Но это не важно, т. к. форму всей команды подтянуть за 2 недели все равно нереально.

    Adrio75, так вроде Хованцев перед ЧМ залез в работу Норицына, может с Хованцева тогда спрашивать нужно?

    Все как и ожидалось. Задним-то умом все крепки. Видно же было, что команда начала «крениться» еще в Анси, перед НГ. Поехало все не туда. Тут бы и обмозговать, в чем проблема, исправить ошибки насколько есть возможность, а он наоборот окончательно загнал команду в «яму». И теперь поет соловьем: «я все понимаю, я все беру на себя». Потому что больше ему ничего уже не остается. Результат, как говорится, на табло.

    «Не беспокойтесь, к ЧМ мы Миронову соберем». Собрал... И так — почти всегда и во всем. Красивые слова и некрасивые результаты. Судят о людях по их делам, а не по словам. Слова есть, дел нет.

    В общем, правильно СБР сделает, если уберет этого «оратора», два года приличный срок, раз толку нет, значит с высокой вероятностью и дальше уже не будет. На два оставшихся года теперь хотя бы появился шанс собрать конкурентоспособную команду. А вот воспользуется ли СБР этим шансом — это уже другой вопрос.

    Потому что дело не в одном только бестолковом тренере, тут еще и с чудо-методикой по хорошему надо уже что-то решать, и с чудо-критериями, плюс целый ворох материальных и организационных проблем.

    Не в разгон тренеров надо зацикливаться да и не то время выбрано.

    Тренеры изначально поставлены играть роль стрелочников при провалах хотя испытывают каждый раз диктат правления да и давление того же тренерского совета которые наделены коллективной ответственностью в переводе — безответственностью с переходом в вседозволенность.

    Нужно прописать для таких структур зону их действия, если есть необходимость внести эти пункты прямо в устав на предстоящей конференции.

    Есть вариант по структуре тренерского совета. Насколько он необходим на постоянной основе?

    Один раз да еще не в каждом сезоне участвовать в процедуре избрания рабочего состава тренеров в конце сезона дать оценку.

    В остальное время только советовать причем иметь ввиду что показала практика: советовать, учить ученого и не только в биатлоне — только портить.

    Куда не кинь — одни советчики причем как правило с правом решающего голоса.

    Разгону подлежит именно эта структура. Тот же Пихлер ее просто не замечал, что она есть.

    Основная рабочая структура -связка: личный, старший тренеры и спортсмен без советчиков со стороны из того же тренерского совета.

    Для правления функция — утверждение кандидатуры старшего тренера как и его отставка.

    Правление необходимо отсечь от функций формирования составов влезать в текущую работу тренеров даже с той позиции — исключить коррупционную составляющую.

    Разве секрет, что члены правления — это те же лоббисты в чистом виде своих регионов для которых не исключено интересы своего региона куда важнее интересов сборной.

    Я уже высказывал чуть раньше мысль по судьбе Норицина, вкратце повторюсь.

    Не надо его гнать, а только понизить в должности при том стоит изначально разобраться: какую роль сыграли в неудовлетворительной работе, если распределять ответственность тот же Гурьев, которого по его словам не слушают девчонки, ученый муж непотопляемый Загурский, ушедший в тень Коновалов.

    По крайней мере Норицин в практической работе не слабее названных трех, и гнать не слабейшего?

    Старший тренер должен быть другой, но не из числа этих названных.

    zakol, вот про ОИ только не надо... скорее всего не взяли бы просто больше не пригласили никого... если вы не видите еще не означает что это истина

    Вера, когда эта «хорошая форма» была? В Вашем воображении? Когда на ижевке побеждала? Девушку уже и в основу раньше сверстниц, и на ОИ выкатывали, и в основу тренерскими решениями брали. И так, и этак, и всё никак, и всё её зажимают. Хватит уже сказок.
    Не вижу чем она лучше других. Зачем её в основе катать если она оттуда вылетает?

    zakol, а каких авансов? Мариновали девчонку, когда у неё была хорошая форма, один раз взяли ТР на КМ в прошлом году, через этап отправили.
    Некоторым кучу возможностей дают кататься на КМ, Ульяна полный сезон никогда не там не была.
    Так что авансы это точно не про Ульяну.

    Я бы оставил Норицына. Тренер квалифицированный. А вот колхоз надо разгонять. Не потянет СБР возить такую большую группу по высотным заграничным базам чисто финансово. Да и не надо этого делать. Разные спортсмены по разному реагируют на высоты, разные организмы по разному надо тренировать. Нужно пару-тройку небольших групп.

    Что касается непонимания организма Кайшевой, то это вообще не повод для увольнения. Её организм уже десяток лет никто не понимает. Что-то мне кажется, что тренеры скоро будут шарахаться от работы с ней — уж больно много авансов она наполучала.

    боб я только за. так как нельзя одну методику применять ко всем.

    Вера, вообще то он вроде с 2016г старший тренер сборной. а до этого 3 года с на юниорской сборной

    Второй год слышим — беру на себя вину то за Ульяну, то за Свету, но толку ноль. Второй сезон не может разобраться, почему некорректно реагирует организм у Ульяны на нагрузки.
    По Лере, Ирине не может привести анализ, ну так с глаз долой, из сердца вон!
    Гладко стелет, но нет доверия как к тренеру ((

    Я бы хотела, чтоб он остался доработать ( полный олимп. цикл). Сейчас нет смысла уже менять и метаться из стороны в сторону. Девушки уже привыкли к одному. Но Норицыну все — таки нужно быть жестче, заставлять девушек тренироваться, работать, лучше анализировать свой ход гонки, а не идти у них на поводу, как он уже сам признался по ситуации с Светой Мироновой.

    Сергей Е, согласен! Каждый мужчина должен сам отвечать за свои поступки. еще мой дед мне говорил. Норицын, по крайней мере, не юлит и не пытается на других ответственность переложить. А ошибок не совершает тот, кто ничего не делает. ну, или делать не дают, или денег на это не хватает...

    Вот с кого пример бы Драчёву брать, как отвечать за результат команды. По моему будет лучше для девочек, если Норицын останется.

    Лиса-Наталия, так расстрелять — саму должность )) Норицына уволить с главного тренера, должность из штатного расписания исключить, а старшим тренерам Норицину, Шашилову, Истомину — по десятку спортсменов понарезать в личные делянки

    bob, конечно надо. А кто тренировать будет? Коновалов никакой, а больше со сборной никто не хочет работать, расстрельная должность

    Лиса-Наталия, дробить надо. он сам говорит — в такой большой команде не успевает. пока делает анализ по одной — другая уже успевает безнадзорно похудеть ))

    пусть работает

    DimaN1951, при такой чехарде и безответственности... то Пихлер плохой, то Пихлер классный... Делали бы группы на базе личных тренеров лидеров сборной?

    bob, уже не раз дробили женскую сборную на группы в межсезонье: в сезонах 10-11, 13-14 и 15-16. Ни к чему хорошему это не привело.

    Vlad, а почему бы не сделать систему как у Вяльбе — группы с разными тренерами? зачем всех под одну гребенку. Сам же Норицын говорит что в большой команде один гл тренер за всеми отследить не в состоянии — кому как спущеная сверху методика вкатывает.

    считаю что норицину надо дать доработать олимп цикл. а то и мы болелы иногда сгоряча наговорим не зная полной картины и сбр рубит с горяча. нужно дать время

    Единственный прогрессивный тренер в нашем биатлоне.

    И как выгодно отличается его интервью здравомыслием.

    «Каждый год я слышу это на тренерском совете. Причем одна половина тренеров кричит: вы делали слишком мало, занимались физкультурой, надо тренироваться больше. Другая половина: куда такие больше нагрузки, ты всех угробил!»

    Вот это и есть главная беда российского биатлона. И, если кого и надо разгонять, так это — тренерский совет. Есть тренеры сборной и личные тренеры. Хватит. Ещё права правления надо урезать в части влияния на решения ТШ, в том числе, и по составам.

    Катя, я против тебя 13-ый.

    Интервью ещё раз показало, что его надо срочно выгонять из сборной. И Куваева с собой пусть прихватывает.

    Он даже не понимает, что нагрузки в подготовительный период, соревновательный и подготовка к главному старту — это совершенно разные вещи.

    Лицемерит. Якобы берет вину на себя. Хотя у него виноваты все кто угодно — только не он.

    только Сочи на Терскол пусть поменяет, там как раз рядом у вояк центр горной подготовки и выживания — и специалистов хватает профильных и международные соревнования они там на этой базе проводят.

    А то из-за всяких рационализаторов в последние годы получается что летняя базовая подготовка на 500-600 метров ниже переехала

    кто там у нас из военнослужащих? — подать рапорт по команде — прошу организовать двухнедельный высотно-акклиматизационный тренинг на базе Центра горной подготовки Южного военного округа — — прапорщик Кайшева

    Жалко. что его не будет.
    Говорю. как руководитель.
    За одного битого двух... сами знаете.

    Мододец!

    Биатлон. Новости

    Фото от болельщиков · 34044

    Биатлон Белорусы оккупировали пьедестал
    Биатлон Кубок Содружества в Рязани
    Биатлон Александр Логинов. Кубок Содружества
    Биатлон Виктор Майгуров (глава СБР)
    Биатлон Антон Бабиков на КС в Рязани
    Биатлон Антон Смольский. Кубок Содружества