Шашилов: «Человеческие отношения внутри сборной — главная для меня проблема»

2056rusbiathlon.ru
Шашилов: «Человеческие отношения внутри сборной — главная для меня проблема»

Елена Вайцеховская взяла интервью у старшего тренера женской сборной России Михаила Шашилова. Полное интервью с наставником российских биатлонисток читайте в первоисточнике на russian.rt.com.

— Как сейчас воспринимаете то, что многие девушки, попадая в национальную команду, не могут показать результата, которого от них ждут?

— Полагаю, что за очками, планами, секундами и методиками мы очень часто перестаём видеть конкретного спортсмена. Не думаю, что это проблема только биатлона. Скорее, определённое свойство времени. Откровенно скажу: после стольких лет сотрудничества со спортсменками в качестве личного наставника тяжело даётся перестройка на работу с командой. Своих ведь воспитываешь иначе: возишься с ними, как с детьми. Можешь прикрикнуть, где нужно, и знаешь, что на тебя не обидятся, поскольку делаем общее дело. В сборной же постоянно себя контролируешь, поскольку никогда не знаешь, какой окажется реакция на те или иные слова и какими последствиями обернётся та или иная ситуация. Иногда даже кажется, что мы — люди из разных миров.

Для меня, например, абсолютно нормально купить спортсменке цветы, придумать какие-то подарочки-безделушки на Новый год. Все мои девчонки давно привыкли к этому. А здесь вдруг увидел абсолютное непонимание, типа: он нам новогодние подарки зачем-то принёс, мы теперь что — обязаны ему, получается?

Даже не представляете, как такие мелочи могут выбивать из колеи. Но они — достаточно распространённое явление. Потому и говорю, что это проблема всего нашего спорта, а возможно, и всего поколения нынешних спортсменов. Люди во всём видят подвох или пытаются просчитать собственную выгоду, в то время как нормальные человеческие отношения куда-то безвозвратно уходят.

— Может, всё проще? Когда на протяжении многих лет живёшь под шквалом непрерывной публичной критики, то от любой протянутой руки будешь шарахаться бездомным щенком.

— По этому поводу постоянно разговариваем с тем же Дмитрием Губерниевым. Понимаю, что телевидение — это бизнес, где нужно любым способом удерживать публику у экранов. Но, наверное, можно найти способ как-то поддержать спортсменов, когда у них что-то не получается? При всём обилии информации никто ведь толком не знает, как живёт тот или иной спортсмен, что творится у него в душе или дома, почему он закрывается от мира. Так ведь не бывает, что абсолютно у всех всё в жизни складывается благополучно и гладко. А все эти проблемы сидят у каждого спортсмена глубоко внутри.

Хорошо помню времена, когда даже самые великие тренеры ещё советских времён в самых разных видах спорта ставили во главу угла понятие «команда». Был тогда совсем мальчишкой, но разговоры на эту тему запомнил хорошо. Команда — это прежде всего способность сесть всем за один стол и что угодно обсудить, как в семье. Протянуть руку, когда плохо, поздравить, когда есть повод. А не думать о том, чем и кому ты в этой команде обязан. Поэтому и говорю, что человеческие отношения внутри сборной — главная для меня проблема.

— Вы сказали, что всем, кто попадает на КМ, хорошо бы постоянно смотреть по сторонам, подмечать, как работают те же норвежцы, учиться у них. За что первым делом зацепился ваш собственный взгляд?

— За чёткость работы тренеров в связке со спортсменом. Это совершенно другой менталитет, партнёрский: люди выходят на старт, бьются за каждую секунду, каждый метр, независимо от того, на каком месте человек располагается в той или иной гонке. Идёт ежеминутное сотрудничество — этот контакт сразу бросается в глаза.

— Любому тренеру, приходящему в российскую сборную, ничего не остаётся, кроме как готовить подопечных к главному старту сезона, поскольку именно по этому результату оценивается работа. На вас это распространяется?

— Нет. Меньше всего сейчас думаю об этом. Конечно, прилагаем все силы, чтобы уже сейчас у девочек появился результат. Но считаю гораздо более важной задачей сколотить команду. Объединить людей, научить их долго и много тренироваться, чтобы выдерживали сезон от начала и до конца без эмоциональных и физиологических провалов. Условно говоря, сейчас в нашем распоряжении есть маленький и довольно шаткий журнальный столик. А должен быть крепкий стол, за которым могут разместиться полтора-два десятка человек, включая спортсменов, тренеров, технический персонал. И который способен стать для всех нас своеобразной точкой опоры. Как у прыгунов с трамплина: попал в отталкивание — полетел. Неважно даже, окажусь ли за этим столом я сам. Но только в этом случае у нас появится команда, способная завоёвывать медали.

    Комментарии 56

    Чтобы не разводить демагогию можно сказать кратко: Человек на своем месте! И пусть ему сопутствует там успех!

    Valentinych, Не убавить, не прибавить... Плюсики от меня+

    Тяжело Шашилову. Слепить команду за один сезон невозможно, тем более, если добрая половина проходила подготовку самостоятельно (с личными тренерами). С девчонками вообще очень сложно работать (парням добрых слов натолкал, и все поняли друг друга). Девочки, вот с ними нужно осторожничать, ведь у каждой свой характер: вот стоишь на трассе во время гонки (с секундомером), кому то даже при проигрыше нужно сказать: «Ай как здОрово, молодец, нужно потерпеть, можешь добавить», и человек добавляет; с кем то просто промолчать, сказав об отставании; кому то высказать на повышенных тонах; а кому то вообще мат включить (были такие, сами говорили: «Меня материть надо, я нормальных слов в гонке не понимаю»). Ревность — наверно самое сложное в отношении спортсменок, в первую очередь между собой (отсюда все скандалы...) и как Шашилову с этим бороться, как всем угодить? Остается пожелать М. В. — тренерской мудрости, терпения и пусть все получится, он может. Верю в успех Шашилова, очень уважаю этого человека.

    Андрей Червяков, Валерий Васильевич Лобановский по сути был «спортивным тираном» в киевском «Динамо», но результатам можно было только завидовать. Особенно на КК в 1986 году.

    Elen, внимательно сообщение ВладимираК читай!

    Андрей Червяков, тута вроде как о Шашилове разговор).

    ВладимирК!
    Карполь, Аркаев, Винер, Покровская, Лобановский, Бесков, Трефилов, Шипулин, Тихонов, Евтушенко, Турчин, Миронович, Гомельский, Вяльбе-не порядочные?

    И успехов у них кончно не было?
    Ну, ну!

    Wera-Wera, В любой. Человек — стадное животное. Ну, или стайное. ровно поэтому он чувствует себя хорошо, сильным и защищённым в стае. Причём в своей стае. Где ему (если что) помогут, где его (если что) поддержат.
    А если атмосфера в команде не комфортная... Ну, тогда это *** бОльшего расхода моральных сил.

    Вячеслав, путаете биатлон с шахматами. Эстафеты тоже к «индивидуальным» относятся?

    Вячеслав, я не согласна с Вами. Дружба в команде очень много значит, по крайней мере в женской. Испытано! Про мужскую команду промолчу, поскольку не знаю.

    Elen, так никто о враждебной обстановке вроде как речи не ведёт. Как я понял, Шашилову хочется чего-то большего.

    Вячеслав, напрасно ты так думаешь. Спорт, канеш, индивидуальный, но когда живёшь во «враждебном окружении» силы «подтаивают» очень сильно. Жить постоянно в стрессе нельзя. Это вредит здоровью.
    Но если в команде дружеская, товарищеская, почти семейная обстановка, а соперничество вынесено строго на трассу от старта до финиша, то результат улучшается, не сомневайся.

    Wera-Wera, потому что биатлон — это индивидуальный вид спорта, и команда в нём — понятие достаточно условное. Ставить во главу угла налаживание климата на уровне сборной — это не прерогатива главного тренера все же. Хороший климат и результаты — вещи не взаимоисключающие конечно, но и не коррелирующие точно. По крайней мере в той степени, в которой озаботился Шашилов.

    Наконец-то в сборной появился тренер, который задумался о климате в команде! Почему об этом не задумывались предыдущие тренеры? Наверное у них менталитет другой, не считают это главным в команде и это их ошибка. Удачи Шашилову в этом мероприятии!

    ВладимирК, без командной дисциплины тоже никак. Одной «порядочностью» резульатов достичь невозможно.

    ВладимирК, согласна с вами

    ВладимирК,
    Я разделяю Ваше мнение и хочу пожелать М. Шашилову терпения, мудрости, уважения ко всем своим спортсменкам, умения видеть перспективу в своей команде, успешных шагов на результат.
    Самое главное, чтобы дали работать спокойно.

    ВладимирК, ваш шашечки или ехать? ))

    Шашилов абсолютно порядочный человек. Для меня порядочность — это самая лучшая черта характера, с таким человеком хоть куда на любое дело, хоть в огонь, хоть в воду, потому что знаешь, поддержка будет всегда. А взаимная порядочность между спортсменом и тренером — это супер доверие и ответственность друг перед другом. И здесь никакая командная дисциплина не поможет, достаточно взгляда и ты всё понял.

    Андрей Червяков, Он хочет сходу создать команду. Причем из «топовых» (для РФ) спортсменок. Так не бывает. Нужно время, чтобы притереться.

    И где тут максимализм?
    Если нет дисциплины.

    Vovas, Нормальная обстановка, просто Шашилов максималист.

    Из интервью по всему видно, что психологическая обстановка в женской команде, мягко говоря, фиговая. Что за дела, если старший тренер не может менторским голосом поставить ту или иную спортсменку на место, в рамки командной дисциплины. Они что, такие особенные, титулованные? Пока ничего не сделано для победы, а строят из себя непревзойдёнными мастерами. По — моему Шашилов должен говорить с ними, в другом ракурсе: Не нравится в команде, можешь идти. Только командный дух, единство и поддержка помогает одерживать победы. Девочки пока каждая за себя. Понятно, что за ними стоят... Но речь идёт о российском биатлоне, как о виде спорта, который создавал славу стране и радость болельщикам. Если будем глядеть в рот каждой малозначительной спортсменке, скалить зубы, заигрывать сними и бояться чем -либо обидеть, то никаких результатов в женском биатлоне пока не предвидится.

    Зачем навязывать дружбу и единство биатлонным бизнесменам?

    Adrio75, «неоднозначные решения» в данном случае соблюдение дипломатии

    Odyssey8, Однозначных решений в таком коллективе как основная сборная быть не может по определению. Всегда кто-то останется хоть чем-то, но недоволен.

    Это голимый заказ от СБР, чистая хвалёнка, по всей видимости как ответ на жесткую но в то же время объективную критику в адрес Шашилова. Которая в свою очередь стала закономерной реакцией на целую череду его последних неоднозначных решений и поступков. И исполнитель под стать.

    Лилия, Именно что «кое-как зацепили», а не взяли свое уверенно и красиво, по праву сильнейшего.

    Adrio75, но на ЧМ 2019 тоже зацепили. Хоть команда и не хватала звёзд с неба, но была на уровне.

    DimaN1951, )) В 2019 метель была, все соперники тупо застрелились наглухо.

    Adrio75, я считаю, что и в 2019, и в 2021 эстафеты были выиграны за счет баланса стрельбы и хода. А как считаете Вы?

    DimaN1951, Вспоминайте, за счет чего была выиграна та ЭГ и за счет чего — эта СЭ.

    Нормально, хорошо всё сказал Шашилов. В отличие от Вайцеховской, например:

    «Поставьте себя на место подопечных: они ведь действительно никому не верят. Да и нет оснований — на их памяти сменилось большое количество специалистов, ни один из которых не привёл команду к заметным результатам.»

    Ну, да, конечно, эстафетное золото Оберхофа 2019 — такая мелочь в сравнении с ЗОЛОТОМ Оберхофа 2021. ))

    Галина Ивановна, работа такая...

    А почему и зачем на него нападает А. Круглов?

    Khinskiy, И добавили-иди ты отсюда, мил человек,
    а то твой нелепый визит добром не кончится ))

    Khinskiy, это ужас просто — как можно подумать, что тренер дарит своим подопечным трусы или товары из сексшопа! Видимо, у вас с головой не всё в порядке или шибко озабоченный!

    Mammillaria, возможно, личный опыт.

    Khinskiy, откуда такая нездоровая у вас фантазия?

    Khinskiy, так спроси у Ульяны, чего ей подарил Шашилов. ))

    Khinskiy, по всей видимости Вы такими подарками и балуетесь... Вот даже мысли такой не возникло, что можно спортсменам подарить товары из секс шопа. Однако, Вы изощренный серцееед.

    Насколько помню, летом девчонки в Инстаграм размещали фото с надписью «подарки от тренера» и там были небольшие мягкие игрушки. А потом уже и Леша Волков в Тюмени на последнем сборе дарил Ларисе наклейки за хорошую стрельбу.

    Khinskiy, да подарки норм, коллектив туповатый, -женщины, да ещё спортсмены, чего Вы хотите

    LES, ну, он же сказал, что придумывает всякие подарочки-безделушки.
    Что он там придумывает, мы не знаем, а свои уже привыкли. А другие нет.

    Khinskiy, может им неудобно стало что они к тренеру не проявили внимание и не поздравили его, как бы остались в долгу, а быть должником неприятно. Никогда не поверю в бельё и тем более из секс-шопа.

    Khinskiy, всей команде? ) )) Я представил эту картину и аж заржал перед монитором. Ну вы, блин, даете, своеобразные трактовки )

    Mammillaria, думаю, речь идёт не о «безделушках».
    Ими все спортсменки завалены до самого потолка.
    А вот, когда не очень близкие люди дарят нижнее бельё, предметы интимной гигиены, товары из секс-шопа и подобное, то вот тут и может возникнуть непонимание.

    Напомню, что не из ЕКБ на сборе были только Кайшева и Гореева.
    Неужели они так и сказали, зачем ты нам подарки принёс? ))

    Khinskiy, ну, если человеку никогда в жизни просто так ничего не делали, не дарили, то он от всего шарахаться будет, сразу мысль а что ему от меня нужно?
    А бывает, что доброе дело кому сделаешь (выручишь) и человек это принимает с благодарностью, но попадаются и такие кто после этого волком начинает смотреть.
    Непросто отношения между людьми устанавливаются.

    Биатлон. Новости

    Фото от болельщиков · 34026

    Биатлон Ханты-Мансийск 2016
    Биатлон Ханта-Мансийск 2016
    Биатлон Моё достижение
    Биатлон Белорусы оккупировали пьедестал
    Биатлон Кубок Содружества в Рязани
    Биатлон Александр Логинов. Кубок Содружества