Ахатова: «Сейчас получается, что молодых спортсменов сразу заставляют стрелять быстро. Соответственно, возникает очень много ошибок...»

36rusbiathlon.ru
Ахатова: «Сейчас получается, что молодых спортсменов сразу заставляют стрелять быстро. Соответственно, возникает очень много ошибок...»

Елена Вайцеховская взяла огромное интервью у олимпийской чемпионки и четырёхкратной чемпионки мира по биатлону Альбины Ахатовой. Полное интервью с известной спортсменкой читайте в первоисточнике на russian.rt.com.

— Ваша замечательная стрельба — это чья заслуга?
— Был такой специалист, который, к сожалению, ушёл из жизни, Геннадий Егорович Челюканов. В своё время он воспитал в Новосибирске плеяду спортсменов, и мне, конечно, повезло, что удалось с ним позаниматься. Челюканов заложил мне основы точного выстрела, алгоритм действий, очень хорошо объяснил мне все ощущения, которые должны быть у стрелка. Дальше продолжил работать Гурьев, когда я в 16 лет попала к нему в команду. Чтобы реализовать тот или иной навык, например точной стрельбы, в голове должна быть правильная модель выстрела. Если её нет или она ошибочна, метко стрелять будет тяжело. Наверное, мне в какой-то степени повезло: когда я начинала стрелять, от нас не требовали таких скоростей, как сейчас. В команде только Ольга Мельник стреляла быстро, в пределах 30-35 секунд. А я даже на своей первой Олимпиаде стояла на рубеже по 52 секунды, по 58. Но поскольку качество самой стрельбы было у меня высоким, я постепенно нарабатывала скорость стрельбы, не теряя при этом качества. Сейчас получается, что молодых спортсменов сразу заставляют стрелять быстро. Соответственно, возникает очень много ошибок, которые изо дня в день невольно закрепляются и переходят на «автомат». Конечно, исправить их становится непросто.

— Чужие ошибки в стрельбе вы видите сразу?
— Да, конечно.

— Какие проблемы наиболее распространённые?
— Очень часто, например, в стрельбе стоя спортсмен стреляет на грубой проводке. Нет фазы удержания в момент обработки спуска. Это очень хорошо видно по траектории движения ствола. Когда пуля вылетает из канала ствола, на неё продолжают воздействовать пороховые газы и сообщают ей дополнительную скорость. В баллистике это называется период последствия газов. Максимальной скорости пуля достигает в конце этого периода на расстоянии нескольких десятков сантиметров от дульного среза ствола. То есть на расстоянии до 30 см пуля ещё соединена с винтовкой хвостом пороховых газов. Если спортсмен, обработав спуск, продолжает по инерции вести ствол или раньше времени скинет мышечное напряжение, например в плече, или рано уберёт руку с пистолетной рукоятки, чтобы быстрее перезарядить оружие, в тот момент, когда пуля ещё связана с винтовкой хвостом пороховых газов, он поменяет угол вылета и траекторию полёта, а это, как правило, приводит к промаху.

— То есть, грубо говоря, человек непроизвольно дёргает ту виртуальную верёвочку, которой пуля всё ещё привязана к стволу?
— Именно. Это очень важный момент выстрела, надо уметь проводить пулю, как у нас говорят. Этот момент можно хорошо прочувствовать на разнице ощущений, работая сначала какое то время с быстрого патрона, например с Lapua, у которого начальная скорость вылета пули — 337 м/с и весит он 2,6 г, а потом перейти на более медленный патрон, например «Биатлон», у которого начальная скорость вылета пули — 327 м/с, а масса пули — 3,48 г. Чем выше скорость вылета пули, тем более длинный хвост пороховых газов. Соответственно, Lapua более чувствителен к мышечным колебаниям и ветру. Иначе говоря, не прощает ошибок спортсмена. А вот когда работаешь с более медленным патроном и в момент обработки спуска видишь, что концентрические окружности сместились, у тебя есть возможность мышечным усилием выровнять прицеливание, пока пуля ещё соединена со стволом пороховыми газами и отправить её в десятку. С патроном «Биатлон» я реально успевала это сделать. Помню, кайфовала от ощущения, что могу управлять пулей.

— С какой целью вы занялись изучением нейролингвистического программирования?
— Работая со спортсменами, поняла, что могу сделать правильное ложе, подогнать идеальную изготовку, поставить навык точной стрельбы — но что делать с психологией стрельбы? Вот и заинтересовалась спортивной психологией и нейролингвистической психотерапией — изучаю эту тему уже пятый год. Бывает, спортсмен сильно волнуется перед стартом или даже заболевает. Боится допустить промах, зависает на четвёртом, на пятом выстреле из-за того, что не может обработать спуск, отказывается бежать эстафетную гонку. С подобными паттернами можно эффективно работать.

— Тренерская работа — это вообще не ваша история?
— Это очень сложный вопрос. Я в первую очередь мама, у меня двое деток, поэтому возможности немного ограничены. Чтобы вести команду, нужно постоянно в ней находиться. Я же могу полноценно работать в качестве стрелкового тренера только в летний подготовительный период.

— Такой опыт у вас уже был?
— Да, в 2019-м. Это произошло отчасти благодаря Латыпову. В тот сезон он попросил меня изготовить ему новое ложе к началу подготовки, поэтому, когда Владимир Драчёв (экс-президент СБР) предложил поработать с мужской командой, я сразу согласилась. Сделала для Эдика две разные ложевые конструкции, почти весь летний подготовительный период занимались их подгонкой, поиском изготовки, исправляли старые устоявшиеся ошибки. На самом деле, работать тренером мне нравится. О стрельбе, ложевых конструкциях, изготовках я могу рассказывать бесконечно.

— Глядя со стороны на сборную, в которой продолжает работать ваш муж (Максим Максимов), не возникает ощущения, что где-то там бурлит настоящая жизнь, а вы из неё как бы выпадаете?
— Я была по обе стороны баррикад и могу сказать, что для меня завершение карьеры стало маленькой смертью. Больше уже не было той меня, не было той жизни, которой я жила последние 20 лет. Философ Мартин Хайдеггер как-то назвал смерть «невозможностью дальнейшей возможности». Но со временем восприятие жизни поменялось, поменялись жизненные ценности, приоритеты. Мне нравится жить. У меня мама погибла в автокатастрофе в 45 лет. Когда я смотрю на мамину фотографию, которая стоит на камине, она напоминает о том, что жизнь непредсказуема, и это осознание помогает ценить то, что я имею. Стараюсь сделать всё от меня зависящее, чтобы дети выросли счастливыми. На мой взгляд, человек вообще приходит в этот мир, чтобы быть счастливым. Могу сказать, что моя жизнь вне профессионального спорта бурлит намного сильнее, чем это было раньше. Хотя биатлон по-прежнему остаётся большой частью этой жизни.

    Комментарии 6

    Альбина Х. А.:
    - «Дальше продолжил работать Гурьев, когда я в 16 лет попала к нему в команду. Чтобы реализовать тот или иной навык, например точной стрельбы, в голове должна быть правильная модель выстрела. Если её нет или она ошибочна, метко стрелять будет тяжело.», — ДА, воображение даётся не всем, но её можно развить, но... Но не всяк хочет или может не всяк. Самовнушение — дело меньшинства.: ( Как я тебя понимаю;
    - «Нет фазы удержания в момент обработки спуска.», — +10005000. Некогда мой Учитель говорил — «спуск великое дело»;
    - «Помню, кайфовала от ощущения, что могу управлять пулей.», — хи, хи — как знакомо;
    - «могу сделать правильное ложе,», — вообще то «правильная ложа». ;) Анатомическая, индивидуальная т. с.;
    - «Я в первую очередь мама», — ДА, что ощутимо весьма и весьма. Рад;
    - «О стрельбе, ложевых конструкциях, изготовках я могу рассказывать бесконечно.», — и есть трудяг профессионализм, а не теоретехоф болтовня-трёп;
    - «завершение карьеры стало маленькой смертью», — знакомо, но «опыт не пропьёшь — моё останется со мной» и это ни одним ножом не вырежется и ни одним топором не вырубится;
    - «Но со временем восприятие жизни поменялось, поменялись жизненные ценности, приоритеты.», — +10005000. Всё верно — если двери закрыты, то это не значит, что разбить нельзя окно. :);
    - «На мой взгляд, человек вообще приходит в этот мир, чтобы быть счастливым.», — ДА, но развивать оба полушария мнОООгим лень.: (
    Зашибатый, просто наивосхитительнейший, но 75% непонятный корра вопрос:
    - «... непроизвольно дёргает ту виртуальную верёвочку, которой пуля всё ещё привязана к стволу?», — но те 75% никогда не поймут сего, ибо на глазах их и в мозгу «хлеб и зрелища».

    Из Сибири с любовью, ППКС. Большак 5 вверх.

    Тоже с удовольствием прочитала интервью с Альбиной.
    Грамотно, взвешенно, откровенно, мудро. Приятно читать. Вот такого бы тренера по стрельбе в команду.

    Альбина была и остаётся моей любимой биатлонисткой! Красавица. Всегда приятно прочитать её мнение по любому биатлонному вопросу.

    Просто люблю Альбину! Очень приятно её видеть и пусть не слышать, но читать её строчки...

    Да! Альбину Хамитовну хотелось бы видеть в сборной России! Очень многое знает, сама стреляла отлично. На месте не стоит — постоянно что-то изучает, работает. Женщина умная! Единственное, смущает допинговый скандал. И карьера очень скомкано полетела под откос после этого. Но уже много лет прошло. Я думаю, что Альбина могла бы очень сильно помочь нашим сборникам в стрельбе. Во всяком случае, было бы очень интересно посмотреть на её работу. Пусть даже и не всё получится.

    Биатлон. Новости

    Фото от болельщиков · 34026

    Биатлон Ханты-Мансийск 2016
    Биатлон Ханта-Мансийск 2016
    Биатлон Моё достижение
    Биатлон Белорусы оккупировали пьедестал
    Биатлон Кубок Содружества в Рязани
    Биатлон Александр Логинов. Кубок Содружества