О главных событиях, прошедших в мире велоспорта 17 апреля

Новости велоспорта за 17 апреля

0РИА Новости

Велогонщики Войнова и Дмитриев пропустят Кубок наций в Гонконге

Призеры Олимпийских игр в велоспорте на треке Анастасия Войнова и Денис Дмитриев пропустят этап Кубка наций в Гонконге, сообщил тренер спортсменов Владимир Хозов. Первый этап Кубка наций, запланированный для проведения в Ньюпорте (Великобритания) был отменен из-за пандемии, второй должен состояться в Гонконге 13-16 мая. "Мы уже не планируем выступать в Гонконге, решения от организаторов нет по этапу, оно постоянно откладывается. Меньше месяца до старта и мы решили пропустить эти соревнования. Не только из-за неопределенности, но и из-за условий, которые ставит принимающая сторона. Все довольно сложно, риски большие, мы туда уже решили не стремиться", — сказал Хозов РИА Новости. В спринтерской команде Хозова в частности тренируются Дмитриев, Войнова и чемпион Европы Павел Якушевский.

Дмитрий Седун: чтобы вырастить больше Сиваковых, нужна своя команда

На этой неделе снова запустили предолимпийский обратный отсчет — до Игр в Токио осталось уже меньше 100 дней. До первого Гранд-тура и вовсе меньше месяца. Как профессиональный велоспорт справляется со своими задачами в пандемию, есть ли шансы у россиян побороться за медали Олимпиады в Токио, почему нашим гонщикам, как и всем гонщикам с постсоветского пространства, нужна своя команда рассказал Дмитрий Седун, много лет проработавший в Мировом туре в команде "Астана".

— Дмитрий, пандемия продолжается уже второй год. Прошлый сезон для велоспорта выглядел очень тревожно, но сейчас видно, что каким-то образом все начинает налаживаться. Можно говорить о том, что велоспорт сумел адаптироваться под новые реалии? Насколько безумной была организация всего рабочего процесса?

— Считаю, что велосипедный мир и, в первую очередь мы говорим о профессиональном велоспорте, в новых для всех условиях справился со всеми сложностями чуть ли не лучше всех остальных. Здесь спасибо надо сказать многим – и UCI (Международный велосипедный союз), и организаторам гонок, и большим гигантам как ASO и RCS, и локальным структурам, и, конечно, правительствам стран, регионов, городов. С августа по ноябрь прошлого года удалось провести все три Гранд-тура, "Тур де Франс", "Джиро д’Италия", "Вуэльту Испании", практически все монументальные классические гонки за исключением лишь "Париж-Рубэ", многие многодневки…

Считаю, что тут мы проявили себя с самой лучшей стороны. Конечно, что-то пришлось отменить, что-то перенести. Но в целом, все главное было проведено, при чем в максимально безопасных условиях для здоровья и спортсменов, и персонала, и организаторов, и болельщиков. Таков наш спорт – мы приучены выживать в самых трудных условиях.

Велоспорт доказал, что даже в таких экстремальных условиях мы можем переформатироваться, адаптироваться и организоваться для того, чтобы двигаться дальше. Поэтому, думаю, что в дальнейшем, несмотря на пандемию, проблем у велоспорта в глобальном плане возникнуть не должно. Даже, если случится новая волна пандемии, у профессионального велоспорта уже будет понимание и план, как и что делать.

— Выживание – это, наверное, самое точное определение, потому что профессиональные команды полностью зависят от спонсоров, а бизнесу в разгар пандемии очень непросто.

— Не могу согласиться с вами в полной мере, потому что вы должны понимать, что спонсоры, которые приходят в велоспорт и организовывают команды – это большие компании, корпорации, которые в состоянии выложить за годовое содержание проекта от 20 миллионов евро и больше. Такие компании даже в период пандемии не слишком страдают. Но в ваших словах есть доля истины — средний и малый бизнес сильно подвержен внешнему влиянию, он страдает больше всего. А именно такие компании поддерживают велоспорт в качестве технических партнеров. Ну, или если речь идет о меньших командах, континентальных, которых спонсирует, например, сеть отелей, то тут уж им приходится несладко.

— "Астана" в этой истории выжила. Но, в нынешних условиях вряд ли приходится говорить о создании, например, второго проекта в Казахстане, даже рангом ниже.

— В проекте "Астана" я с самого начала, с 2006 года, и знаю о нем абсолютно все. Проект прошел через многое, но сейчас ситуация такая, что возникает много вопросов – неизвестно, останется ли проект в прежнем виде, или сильно изменится, превратится во что-то другое. Поэтому о втором казахстанском проекте и говорить не приходится, тем более, о второй команде Мирового тура. Бюджет "Астаны" все последние годы неуклонно сокращается, а результатов ждут таких же, как и пять-семь лет назад – все ждут побед на Гранд-турах. А тем временем, велоспорт развивается гигантскими шагами, конкуренция сильно выросла, и сейчас очень сложно бороться с такими проектами-монстрами, как INEOS, UAE, Jumbo… Мы выходим с этими командами на старт "Тур де Франс", а стоимость гонщиков их состава на "Большой Петле" выше нашего годового бюджета. Это так, для сравнения.

"Астана" создавалась как национальный проект, с легкой руки первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. И я считаю, что этот проект очень многое сделал для страны. Узнаваемость Казахстана в мире увеличилась в разы. Когда мы только начинали, о Казахстане мало кто слышал, люди видели солнце на командном автобусе и спрашивали: "вы что, крем от загара рекламируете?" А сейчас флаг Казахстана знаком многим.

Да, основная часть финансов шла от государства, но при этом между проектом и государством всегда стоял какой-то посредник – тот, кто пересылал деньги. В итоге, деньги шли от национального фонда в созданный президентский клуб, который собрал под своим крылом всем прогрессивные виды спорта в Казахстане. Но, когда руководство клуба сменилось, начались и проблемы, которые в итоге вылились в недостаток финансирования. Был определенный период "оттепели" в 2012-2014 годах, когда Александр Винокуров выиграл Олимпийские игры, Алексей Луценко стал чемпионом мира среди молодежи, создали свою континентальную команду, выигрывали по одному Гранд-туру в год… Однако времена изменились, нынешняя ситуация далека от идеальной.

Сейчас в "Астане" происходят большие изменения. Официально – из-за сокращений финансовых вложений в профессиональный спорт. В связи с этим у команды появился новый спонсор, которого, на самом деле, нашли мы с Александром Винокуровым еще несколько лет назад. Всех деталей нынешнего контракта я не знаю, но не думаю, что это какая-то "суперсделка". Но, если в какой-то момент казахстанская сторона откажется от финансовой поддержки, лицензия останется канадскому спонсору. И в этом случае ситуация с велоспортом в Казахстане придет к тому же, к чему пришла в России – в Мировом туре будут выступать один-два гонщика и все. И эта опасность реальна.

— Тем не менее, у Казахстана все еще есть большая команда в Мировом туре, а у России такого проекта уже нет.

— И это очень грустно. В 2013 году у России было 26 гонщиков в Мировом туре, а сейчас только два. Да, количество не означает качество, но очевидно, что ситуация явно не прогрессирует.

В проекте "Катюша", который поддерживал Игорь Макаров, был рост и развитие гонщиков. Была спортивная вертикаль от молодежного уровня до профессионального. Но, Вячеслав Екимов ушел с поста генерального менеджера, российское финансовое присутствие стало меньше, и проект "Катюша" стал больше Alpecin, чем "Катюша". А затем и вовсе прекратил существование. А момент большой базовой команды важен и для Казахстана, и для России. Сколько гонщиков из России возьмет какая-то иностранная команда? Ну, может одного, например, чемпиона России.

С казахстанскими ребятами такая же история. И не потому, что они слабее, а потому, что скорее возьмут своих местных гонщиков, которые больше на виду, больше выступают в Европе на юношеских и юниорских соревнованиях. В итоге на данный момент у России прямо сейчас лишь два гонщика в Мировом туре – Паша Сиваков и Саша Власов. Это сильные гонщики, реальные претенденты на высокие места в любых гонках. А у Испании, Италии, Франции в Мировом туре помимо звезд первой величины еще сотня гонщиков среднего звена, или даже уровнем чуть ниже. Для нас с вами, для всех стран с постсоветского пространства без базовой команды в Мировом туре большое представительство невозможно.

Но, конечно, очень странно, что такая великая держава, как Россия не может себе позволить содержать хотя бы одну команду Мирового тура в одном из самых популярных видов спорта в мире.

— Сейчас многие читатели не только не поверят нам с вами, но еще и посмеются…

— Возможно, но мы-то знаем, что это не так. От того, что в России велоспорт не слишком популярен, он не перестает быть одним из самых популярных видов спорта на планете.

— Хорошо, представьте себе, что прямо сейчас найдется какой-то русский или казахстанский Мёрдок, который выкупит лицензию Мирового тура у сдавшей позиции команды. Что дальше?

— Найдите мне такого Мёрдока, и я скажу, что делать. Да, сейчас может показаться, что в такую команду особо никого из отечественных гонщиков не возьмешь, но гонщики-то растут. В свое время мы брали в "Астану" молодых ребят и сами их растили, поднимали. Последним готовым чемпионом, который пришел в "Астану", был Винченцо Нибали, всех остальных вырастили сами. Тот же Саша Власов именно в "Астане" делает качественный шаг вперед. Он талантливый парень, но для того, чтобы выйти на высочайший уровень, ему была нужна хорошая команда. Не просто любая, а та, которая всерьез им займется.

— Вот вы объясните тем, кто не понимает — чем крут Власов?

— Ну, для начала, скажем, что он выиграл молодежную версию "Джиро д’Италия". Да, мы говорим "молодежная версия", но там выступают гонщики 21-23 лет, это уже сформировавшиеся спортсмены, самый сок. И конкуренция там была бешенная. Уже тогда было понятно, что данные у Власова отличные, а после перехода в "Астану" он сразу начал выигрывать на серьезных гонках. Да, в прошлом сезоне не повезло на "Джиро" из-за проблем со здоровьем, зато дебют на "Вуэльте" получился многообещающим – его второе место на легендарном подъеме Англиру говорит о многом, и это не случайное достижение. Ну и надо вспомнить о его победе на Мон-Ванту! Одна из самых красивых побед на горе, где побеждают только чемпионы. У Саши – огромный потенциал.

— Вы говорите об Англиру, Мон-Ванту… К сожалению, в России для широкого круга зрителей Власов начнет существовать, да и то ненадолго, на пару месяцев, только если выиграет медаль на Олимпиаде.

— Таковы реалии спорта. Если говорить об Олимпиаде, то в Токио будет очень жесткая гонка. Но, если не будет никаких форс-мажоров, к финалу Власов точно будет в группе лидеров. А там возможно уже все, хотя, конечно, выиграть будет очень тяжело. В целом же, думаю, что в Токио все решит то, кто и как будет себя чувствовать в день старта.

Многие гонщики полетят в Японию после финиша "Тур де Франс". А там – акклиматизация, адаптация, усталость после "Тура" — у кого как организм сработает. Понятно, что профессиональные гонщики привычные к разным условиям, да и программа адаптации будет разработана, но тут все же и много индивидуальных моментов. К тому же, национальные команды – это всегда немного особенная история для профессиональных гонщиков. Но, повторюсь, возможно все.

— И Александр Винокуров доказал это в Лондоне в 2012 году.

— Да, он верил в то, что это возможно, шел к этому. Один день может изменить все.

Токио после "Тура"

— Один день в Азии… Помню, с какими лицами многие гонщики сообщали о предстоящем участии в "Туре Пекина". И не потому, что там плохая организация, наоборот, насколько я понимаю, там все очень хорошо в плане организационных моментов. Просто много непривычного – от погодных условий, до еды…

— Я несколько раз ездил "Тур Пекина". Проблема с питанием действительно была, но только в первый год, а потом они исправились. Ну а на Олимпиаде в олимпийской деревне с кухней проблем быть не должно.

— А как быть с перелетом прямо под старт?

— "Профики" ко всему привычные. Я бы не делал на это скидку. Если уж в Австралию едут из зимы в жару всего за неделю… Правда, для "Астаны" "Тур Даун Андер" всегда был не самой простой гонкой, так как австралийцы к тому времени уже были на пике формы. Но ездили же, сражались! В этом плане в профессиональных командах все устроено на хорошем уровне – в плане организации процесса, адаптации, вылетов.

— Наверняка, "Астана" сделает все возможное для того, чтобы у Алексея Луценко все получилось.

— Конечно, как и для Власова, Луценко будет сложно бороться за победу, но не невозможно.

"Сиваков посильнее Гейгана Харта будет"

— Знаю, что вы гонялись вместе с Алексеем Сиваковым, и его сына Пашу Сивакова прекрасно знаете.

— Когда Паша родился, мы с его родителями, по большому счету, жили в одном месте. Через год они уехали во Францию, но мы остались очень хорошими друзьями.

— Паша вырос в гонщика высокого уровня…

— Я хотел бы, чтобы он гонялся за "Астану". Но, по большому счету, выбрав INEOS, он был прав – эта команда дает ему больше гарантий. Там бюджет в 40 миллионов евро, стабильность, эта команда может позволить себе все, что нужно и хочется. Но, есть проблема с тем, что никто целенаправленно работать с Пашей там не будет, строить под него команду тоже. Мы ехали с ними многодневку во Франции, этап проходил по местам, где он жил в детстве, знакомые и очень родные для него дороги. В тот день он был на голову всех сильнее. На финиш приехали втроем: он, чемпион "Тур де Франс" (Эган) Берналь и Власов. Выиграл Берналь, хотя есть негласная традиция, что дома команда могла бы дать и победить местному гонщику. К тому же, он был сильнее всех. Но в итоге пришлось работать на капитана, на его победу. Конечно, Паша воспринял эту ситуацию очень профессионально, однако…

Дело в том, что в INEOS таких сильных гонщиков, как Паша, сразу несколько. Посмотрите, как они быстро перестроились в прошлом году на "Джиро" — упал и сошел с гонки один капитан, начали работать на другого, Гейгана Харта, который, в итоге и победил. Хотя, на мой взгляд, Паша посильнее его будет.

— Тогда, кстати, во Франции опять вернулись к обсуждению его двойного французско-российского гражданства…

— С точки зрения конкуренции, поехать на чемпионат мира и Олимпиаду ему проще, как российскому гонщику. У французов конкуренция выше.

Но Паша и правда очень сильный гонщик. У него генетика. Чемпион – это верхушка пирамиды, понимаете? В нее входят личные качества, тактика, подготовка, работа с тренером… Но каждого человека можно натренировать до определенного уровня, дальше не получится. И вот этот верхний порог, он все же изначально зависит от задатков.

— То есть, Паша генетически сильный гонщик, родившийся в Италии и выращенный во Франции?

— Именно!

"Не нужно измерять будущее старыми мерками"

— Что нужно, чтобы вырастить такого Сивакова?

— Во-первых, чтобы он пришел в спорт в детском возрасте. До 12 лет силовые качества нарабатывать смысла не имеет. Нужно работать над координацией, техникой владения велосипедом, делать первые шажочки. Да и вообще, пусть просто ребенок спортом до 12 лет занимается, любым видом спорта, а лучше несколькими разными. Пусть на лыжах бегает или просто бегает. Если "мотор" есть, то он включится в процесс, проявит себя, где бы то ни было...

— Ну а дальше? Важно ведь не угробить талант.

— Если ребенок талантливый, его угробить сложно.

— Но можно перетренировать в юниорском возрасте.

— Можно, но талантливый все равно прорвется и будет заметен всем, даже в бешеной селекции СССР они не терялись. Помню, когда начал тренироваться, в четырех школах были отделения велоспорта, там человек 50-60 тренировалось. Чтобы школьник из Казахстана смог появиться на каких-то гонках, нужен был специальный допуск, ведь на старте стояло 200 человек. Было из кого выбрать. Таланты выживали. Доходили до сборной республики, а потом и до сборной СССР. Без "мотора" в сборную СССР попасть было невозможно.

— Но теми мерками нынешнее поколение не измерить. И талантам "выживать" не хочется. Им хочется проявить себя.

— Да и не нужно мерить старыми мерками, не нужно ориентироваться на прошлое, на те методы тренировки. Тренировать из-под палки тоже не надо, как и не нужно постоянно таскать их по сборам. Будучи юношей, я как профессионал отрабатывал по три тренировки в день. Но сейчас и время другое, и люди другие. Можно критиковать, можно восхищаться. Это пусть каждый сам решает, но в работе надо воспринимать все это как историю. Историю, которая на тот момент давала результат. Сейчас нужно отталкиваться от современных реалий.

— Хорошо, вот спортсмен-юниор в современных реалиях, куда ему деваться? Команд-то нет.

— Вот именно, команд нет, а они должны быть. Если нет большой команды, талантливый гонщик будет гоняться по маленьким гонкам, ведь у континентальных команд тоже неплохой календарь. В любом случае, нужен бюджет и люди, которые будут работать с этими пацанами. И такие найдутся, гонщики заканчивают карьеры и знают, что и как в современном велоспорте. Проблема здесь в основном в финансах, если бы они были, команд было бы больше.

— А пока таких команд в России и Казахстане недостаток, что делать? Ехать и гоняться за клуб в Италии или Испании?

— В Италии много маленьких команд, но вопрос в том, что гонщиков из других стран растить они не будут. Цацкаться, вести их не будут тоже. Мы же со своими гонщиками цацкались. Александр Шефер в свое время отслеживал каждого молодого гонщика, что сделал каждый из них вот сегодня, вот сейчас. Такой клуб, такая команда должна стать стартом карьеры. Однако в этом случае без ориентира не обойтись. Для тех, кто хочет добиться самых высоких результатов, нужна большая цель – команда в элите профессионального велоспорта.

В случае с Россией и Казахстаном, да и в большинстве случае в принципе, эта команда не может быть мононациональной. Это утопия. Команда должна быть интернациональной, но при этом она должна быть базовой для наших стран, в ней бы росли гонщики, у которых есть потенциал. И на выходе мы получим гонщиков хорошего уровня, продукт системной работы. У вас таким, как я понимаю, на данный момент является Ильнур Закарин.

— Сейчас новое поколение просто разрывает всех на своем пути. Пока в футболе ищут ответы на то, кто круче — Месси или Роналду, велофанаты спорят, кто круче — ван дер Пул или ван Арт.

— По мне так Матье ван дер Пул. Он резвый очень. Ваут ван Арт очень хорош, но Матье, как мне кажется, бесшабашнее. Тут уже дело вкуса. Есть еще Ремко Эвенепул — он вообще был футболистом, потом сел на велик и теперь вот такое вытворяет. А Тадей Погачар! Это что-то невероятное. Мне было бы интересно посмотреть его графики, как он тренируется. Посмотреть его тесты. Хочется узнать, в чем его фишка и... где у него кнопка.

С этим новым поколением действительно стало повеселее, поинтереснее. Молодежь не боится атаковать и мне это, признаюсь, очень нравится.

Это все главные новости российского и мирового велоспорта за 17 апреля.

    Комментарии

    Велоспорт. Новости

    Фото от болельщиков · 691

    Велоспорт CYCLING-FRA-PARIS-ROUBAIX
    Велоспорт CYCLING-FRA-PARIS-ROUBAIX
    Велоспорт CYCLING-FRA-PARIS-ROUBAIX
    Велоспорт CYCLING-FRA-PARIS-ROUBAIX
    Велоспорт CYCLING-BEL
    Велоспорт CYCLING-GENT-WEVELGEM-PODIUM