Верх популизма и безответственности

13Дмитрий Овчинников
Верх популизма и безответственности

Министерство спорта, как и ожидалось, всё-таки утвердило новый лимит на легионеров в КХЛ, который начнёт действовать с нового сезона. Лимит, прямо говоря, вредный, абсурдный и бессмысленный. Но, опять-таки, при всей нелепости этого решения, то, что оно было принято, едва ли кого-то удивило. Владислав Третьяк давно и активно лоббировал эту идею, которая, по всей видимости, исходит из самых высоких кабинетов российской власти. По факту всё зависело от того, хватит ли у владельцев клубов сил противостоять имплементации этого плана. Как видно, не хватило.

А теперь два слова собственно о том, почему ужесточение лимита — зло и откровенное вредительство по отношению к российскому хоккею.

Вообще говоря, КХЛ изначально создавалась не столько как спортивный, сколько политический, вернее даже — геополитический проект. И многие решения, в частности, по кооптации в лигу новых членов, принимались именно исходя из этой логики. Но, вместе с тем, в первые годы руководству лиги худо-бедно удавалось соблюдать то, что древние называли aurea mediocritas, т.е. золотую середину. Определённый период удерживался некий баланс между великодержавностью, имперскостью, традиционными советскими методами управления в духе «держать и не пущать» и «как бы чего не вышло», и новыми, современными, разумными подходами. Нам презентовали красочные стратегии развития КХЛ, декларировалась цель «догнать и перегнать» НХЛ, создавалась хотя бы видимость наличия стратегического видения и понимания того, что и как надо делать. В публичном поле мы видели и слышали довольно бодрые и острые дискуссии по поводу принимаемых решений, и взвешенность и продуманность этих решений были если не идеальными, то на весьма высоком уровне. Конечно, не всё было идеально, но так, наверное, вообще не бывает, особенно в наших родных реалиях. По крайней мере, мы видели, что лига развивается, растёт, делает поступательные шаги вперёд, мы более-менее понимали мотивацию принимаемых решений и могли их относительно свободно критиковать.

Но чем дальше, тем больше акцент смещался в сторону старых-добрых советских подходов и практик: прозрачности и открытости становилось всё меньше, а принимаемые решения всё больше являли собой продукт подковёрной борьбы различных кланов и группировок, а не результат серьёзного анализа и широкого общественного обсуждения. По сути, сейчас никто даже не утруждает себя какими-то разумными аргументами. Вот, например, чем всегда обосновывали необходимость лимита? Надо, мол, помогать сборной, освобождать места для российских хоккеистов и т.д. и т.п. На наиболее замшелую и ортодоксальную публику эти аргументы производили впечатление. Но давайте взглянем в лицо фактам. Хоть кто-нибудь сегодня понимает, зачем ужесточается лимит, с какой целью, какие есть для этого объективные основания и что мы получим по итогу? Думаю, ни один вменяемый человек этого не понимает. В нынешних реалиях прикрываться интересами сборной — верх идиотизма. Сборная отлучена от международных турниров, и когда она в них вернётся, никто не знает. Касательно иностранцев, то многие из них после известных событий и так покинули КХЛ, и сегодня не во всех командах полностью укомплектованы пять легионерских мест. Так зачем городить этот огород, кому от этого польза?

В нашем хоккее нет недостатка в ярых антизападниках типа Александра Кожевникова, которые готовы с пеной у рта отстаивать «импортозамещение» и лоббировать интересы «отечественного производителя», но, по большей части, их стрелы попадают в молоко, а нападки того же Кожевникова на Боба Хартли вообще вызывают недоумение. Я сам к Хартли отношусь неоднозначно, но никто не будет спорить, что это топ-тренер, который всё и всем доказал. Какие к нему могут быть вопросы? Нужно отделять зёрна от плевел: да, есть гастролёры, не отвечающие уровню лиги и занимающие чужие места. Таких у нас действительно быть не должно. Но качественные иностранцы ещё никому никогда не мешали, и искусственно создавать для местных хоккеистов тепличные условия — идея отнюдь не лучшая. Кроме вреда, от неё ничего не будет.

Владислав Третьяк и иже с ним на словах ратуют за благо российского хоккея, но они не понимают одной простой вещи — своими авантюрными решениями они рискуют ещё больше ослабить КХЛ как турнир. Во-первых, очевидно, что ужесточение лимита выгоднее топ-клубам лиги, которые сосредоточат у себя всех самых талантливых отечественных проспектов, а маленькие и средние клубы останутся не у дел. Таким образом будет нанесён сокрушительный удар по уровню чемпионата и турнирной интриге в нём, ведь разрыв между богатыми и бедными станет гораздо больше, чем теперь. А ведь в последнее время руководство КХЛ как раз стремилось к тому, чтобы эту пропасть как модно больше сократить. С этой целью, в частности, вводился потолок зарплат, но новый лимит ставит все эти правильные начинания под огромный вопрос. Во-вторых, понятно, что предлагаемые новации ещё больше понизят зрелищность, смотрибельность турнира, интерес к нему будет неуклонно снижаться. В самом деле, сильных иностранцев будет меньше, самые талантливые россияне будут продолжать уезжать, а кто, собственно, останется в КХЛ? То-то же. Вообще, Третьяка и его сотоварищей впору заподозрить в том, что они являются тайными агентами НХЛ, делающими всё, чтобы убить интерес зрителей к КХЛ и перенести их внимание на заокеанскую лигу. Ну в самом деле, руководство НХЛ почему-то не вводит никаких лимитов, хотя там тоже могли бы поднять плач Ярославны: дескать, как так, всякие Овечкины занимают места наших родных американцев. Но в руководстве НХЛ сидят отнюдь не дураки, и они понимают, что в их лиге должны играть все сильнейшие. У нас почему-то этого понимания нет.

Если к лимиту и были какие-то вопросы, то лежали они совсем в иной плоскости. А главный из них заключался в том, что все участники лиги должны находиться в равных условиях, а по факту мы имели то, что разные клубы жили при разных лимитах: у российских команд он был, а у иностранных — нет. Как такое возможно в нормальном чемпионате, я не знаю. Но это было и есть, и говорить лучше об этом, а не об ужесточении этого самого лимита.

Возвращаясь к Третьяку, то, как ни грустно, он, как и, скажем, Ирина Роднина, яркий пример того, что заслуженных ветеранов, особенно преклонного возраста, нельзя допускать к принятию серьёзных решений. Они живут прошлым, мыслят категориями давно ушедших времён и просто не понимают текущую обстановку. Той же ФХР, вместо лимита на легионеров в КХЛ, не мешало бы озаботиться развитием любительского, детского хоккея в стране, где огромное количество различных проблем, требующих безотлагательных решений. Но нет, мы лучше будем заниматься бессмысленным популизмом, и всё ради того, чтобы за Кубок Гагарина боролось три-четыре команды. Как говорится, нет слов, одни эмоции.

И последнее. По-хорошему руководству КХЛ теперь самое время сделать вход на хоккейные матчи для зрителей бесплатным. Потому что за деньги желающих посещать это шоу сомнительного качества будет становиться всё меньше.

    Комментарии 3

    Наташуля, покажи, как надо. Я с удовольствием прочту твой аналитический труд.

    Русский мордвин, не надо было навскидку

    Я далёк от хоккейной темы, но навскидку, полагаю, что руководство КХЛ пытается реализовать ленинский принцип «лучше меньше, да лучше». КХЛ — это не массовый спорт. Денег в спорте скорее всего станет меньше, и на всех их не хватит. Возможно, останутся три-четыре команды, как вы говорите, но это буду классные команды, а не 20 уровня двора. А сокращение квоты на легионеров в данных условиях выглядит вообще, как шутка. Сами же отмечаете, что вакансий полно и вряд ли они в ближайшее время заполнятся.

    Хоккей. Новости

    Фото от болельщиков · 7043

    Хоккей Артемий Панарин представил миру новую фотографию в своем Инстаграме
    Хоккей Александр Овечкин представил миру новую фотографию в Инстаграм
    Хоккей Евгений Малкин добавил фотоснимок в Instagram
    Хоккей Артемий Панарин сделал новую запись в своем Инстаграме
    Хоккей Александр Овечкин выгрузил свежую фотку в своем Инстаграме
    Хоккей Артемий Панарин выложил снимок в Instagram