регистрация или вход

«Мягкая сила» музыки льда

«Мягкая сила» музыки льда

Наша молоденькая фигуристка Аделия Петросян недавно сказала, что для нее фигурное катание — это волшебство: завораживают узоры, оставленные на льду коньками: у каждой дуги, поворота можно найти свой рисунок. Когда слышишь такие признания, невольно вспоминаешь, что этот вид спорта — эстетический, где олимпийский девиз — быстрее, выше, сильнее — не то что совсем не реализуется, но явно недостаточен. Здесь включаются другие критерии, они даже прописаны в системе оценок за компоненты: это скольжение, транзишины, переходы, связки, перфоманс, композиция, интерпретация музыки.

Вот о музыке сегодня хотелось бы поговорить подробнее. Представим такую гипотетическую ситуацию: проходит чемпионат России, и его смотрит человек, далекий от фигурного катания, который не знает в лицо ни наших лидеров, ни наших чемпионов, комментарий выключен, он видит только выступления, слышит их мелодию. И ему предлагают угадать, какую страну представляют эти фигуристы. Как вы думаете, назовет ли он Россию, с учетом того, что музыка звучит, в основном, на английском языке, и где-то 90 процентов ее авторов — иностранцы? Я думаю, что вряд ли.

Предвижу, что в этом месте мне попытаются напомнить, что есть всемирно признанная музыка, нельзя ограничиваться только отечественной, кругозор должен быть широким. И с этим трудно не согласиться. Но почему-то при выборе мелодий для льда у нас существуют обратные пропорции: англоязычные песни — в приоритете, а наши — только лишь в порядке исключения. Те, кто ставит программы нашим фигуристам, очень дозированно работают с отечественной музыкой, а уж если берут, то эти песни сопровождаются примерно таким «высокохудожественным» текстом: «Эта женщина проникает в него, словно вирус гриппа» (короткая программа Ивана Попова) или «Темною страстью одинокой души тебя призываю в полночной тиши» (произвольная Андрея Анисимова). Создается впечатление, что русскую музыкальную и певческую культуру на льду взялся представлять какой-то сентиментальный пошляк. Любой иностранец, следивший в этом сезоне за чемпионатом России и внимательно внимавший выступлениям наших фигуристов, увы, на примере таких музыкальных «шедевров» останется невысокого мнения о русской музыке, тем более что приверженцы «темной страсти» почерпнули ее из британского фильма.

Но как же, возразят мне, вот ведь Лиза Туктамышева катала произвольную под мелодию Крутого, что было очень круто. Это признала даже авторитетная Татьяна Тарасова. Однако во время просмотра программы меня не покидала мысль, что данная композиция является, по сути, аранжировкой песни «Нежность» Александры Пахмутовой. А если так, зачем интерпретации, когда можно взять первоисточник?

Была еще музыка из балета «Анна Каренина» Родиона Щедрина в произвольной Бойковой-Козловского, подскажут мне. И это так. Но, к большому сожалению, программы на ее основе уже где-то и поднадоели. Эту пластинку в последние годы нам уже ставили много раз. И когда область определения на льду нашей отечественной музыки столь ограничена, это наводит на грустные мысли.

В прошлом сезоне тренер Тамара Москвина для произвольной программы своей звездной пары Мишина-Галлямов решила взять Георгия Свиридова. Казалось бы, русская, советская классика, всеми любимая, давно не звучала на льду. Но неожиданно данный выбор был удостоен самой резкой критики. Что только не писали по поводу программы. Про музыку сказали, что это совок, ну не смогли переварить любители попсовых песенок Бритни Айриш оркестровую сюиту «Время, вперед». С «Метелью» ещё кое-как смирились, а «Времени» гуру фигурного катания дали единодушный отпор: якобы неорганично ложится в программу, нет плавного перехода от одной мелодии к другой. Даже во время победных прокатов этой пары на чемпионатах России, Европы и мира комментаторы не уставали сетовать на то, что катаются-то хорошо, но вот музыка подкачала. И это, заметим, говорилось о гениальном Свиридове, а не о каком-то современном создателе популярных мелодий, чей талант можно легко поставить под сомнение. Тот же Крутой всеми принят и обласкан, а вот Свиридов нынешней фигурнокатательной элите пришелся явно не по душе.

Да и не только Свиридов. Сделали для той же пары Мишина-Галлямов уже в этом сезоне короткую программу на основе русского вальса Шостаковича. Говорят, что вальс — это самый беспроигрышный жанр в музыке. А вот, оказывается, в нашей отечественной практике это не подтверждается. Вновь программа признана неудачной, вновь комментаторы расстраиваются на публику. Ну что остается делать Тамаре Москвиной? Наверное, она уже поняла, что можно работать только с определённой музыкой русских композиторов, и лучше, если она будет не советского содержания. А проще — полностью переключиться на зарубежную. Тогда никакой критики не прозвучит, и все останутся довольны.

Низкопробные оперетки, бесконечные слащавые мюзиклы, банальные саундтреки — это вообще беспроигрышный вариант. Они сейчас наводнили музыкальное пространство этого вида спорта. Пришли они к нам с Запада. К сожалению, мы уже давно танцуем под чужую музыку. Да что там танцуем. Живём! Как писал незабвенный Есенин: «Под чужие песни и смеюсь и плачу».

Но ведь музыка — это не просто чистая эстетика. Это одно из проявлений мягкой силы, исподволь влияющей на сознание и поступки людей. Музыка может возвышать человека духовно, объединять людей, поддерживать их достоинства, а может культивировать эгоизм, растлевать сознание человека, да и просто насаждать безвкусицу и примитивизм.

Не странно ли, что в то время как наша страна проводит спецоперацию на Украине, в которой западные англоязычные страны занимают вполне определённую враждебную по отношению к нам позицию, их музыка в России уже давно одержала полную и безоговорочную победу. Ее триумфальное шествие у нас началось давно и продолжается с неослабевающим азартом.

А наш золотой музыкальный и песенный фонд находится в это время в глубоком забвении. Был такой талантливый композитор Виктор Темнов — автор «Весёлой кадрили». Он проводил в ЦДРИ цикл вечеров. И название цикла было симптоматичным: «Песни, которые мы теряем». Там звучали мелодии, которые все мы знаем, но которых сейчас нигде не услышишь. Куда пропали Дунаевский, Туликов, Новиков, Колмановский, Мокроусов? Чем не угодили тем, кто правит сейчас музыкальный бал на телевидении, радио, спортивных аренах и катках, Петров и Гаврилин, Фельцман и Шаинский? Когда вы в последний раз слышали Френкеля? Наверное, 9 Мая, когда дежурно транслируют его «Журавлей». И в целом советская музыка прорывается к нам с боями только раз в год в день этого праздника и исключительно военной тематики. Понятно, что во время войны бойцов поддерживали наши русские, советские песни, которые и в дальнейшем нам «строить и жить помогали». Спрашивается, а сейчас какая «песня остаётся с человеком»? Ну, уж никак не русская, если судить по мелодиям, которые сопровождают выступления на льду фигуристов Российской Федерации.


    Комментарии читателей 234
    Антон Павлович Чайка, Ага, Вы так говорили :) Правда давно это было. Ещё Ида была на Русбиатлоне. Помню она тогда спросила из какого фильма эта музыка.
    VM, Ну, не бомж, а что-то вроде того. А я так про него сказал? Почему я так сказал? ))

    Музыка, конечно, от этого бомжа исходит какая-то мрачная. ))
    Антон Павлович Чайка :)) ))

    А вот это как Вы когда-то выразились «бомж в шубе», так? :)) rusbiathlon.ru
    VM, это вообще не произведение. Это бред сивой кобылы. ))
    Антон Павлович Чайка, Согласен песенка достаточно примитивная, однако она нравится как взрослым так и детям :)
    Мне попадались на Ютубе ролики где под эту песенку оттягиваются довольно таки солидные люди. А всё потому что у этой песенки есть чёткая тема: — а кому сейчас легко? :)

    А вот современное произведение на порядок серьёзнее по теме чем та песенка. Можно даже сказать философское произведение. Предназначенное для взрослого радиослушателя :)) rusbiathlon.ru
    VM, В массы — это сильно сказано. Песенка достаточно примитивная. А то, что много прослушиваний — это не исчерпывающий показатель. Разместите скабрезный анекдот, а рядом — информацию о научном открытии. Как думаете, где будет больше прослушиваний? ))
    Антон Павлович Чайка, А как же Вы хотели? Чтобы ни черта не видевшие в жизни барчуки что-то сделали и их творения пошли в массы? Так не бывает. Поэтому и сама тема песенки — а кому сейчас легко? :))

    П.с. Вы только представьте что у этой песенки на Ютубе есть 10-ти часовая версия звучания, которая набрала тысячи лайков. 10-ти часовая версия звучания! :))
    VM, вчитайтесь в биографию этих «прославленных» блогеров, и Вы поймёте, что я не ошибся. ))
    Антон Павлович Чайка, Какие у Вас строгие критерии к «русскости» :)) ru.wikipedia.org

    Мария Вячеславовна Гусарова (в замужестве — Богоявленская; род. 17 августа 1993, Похвистнево, Самарская область, Россия), более известная под псевдонимом Mary Gu (Мэри Гу), — российская певица и блогер[2][1].

    А вот инфа насчёт этого «нерусского» парня: ru.wikipedia.org

    Эльдар Казанфарович Джарахов (род. 12 июля 1994, Сторожевские Хутора, Усманский район, Липецкая область, Россия) — российский видеоблогер и рэп-исполнитель.
    VM, русская внешность? Да это восточная девушка с покрашенными волосами. И мало того — типичный плебс. Стеклотару она, может, и не собирает. Скорее, в ночном клубе подвизается. ))
    Антон Павлович Чайка, Нет, не согласен.
    Национальность здесь совсем не при чём. Иначе автор подобрал бы исполнителя с акцентом типа Вахтанга Кикабидзе или ещё кого :))

    Антон Павлович, музыка и песни в том числе — это всего навсего средство коммуникации. И этот молодой блогер писал свою песню прежде всего для тех с кем он общается, т.е. для своих сверстников, с кем они вместе идут по жизни и, соответственно сталкиваются с новыми проблемами, ищут пути их решения, находят их и тд и тп.

    И эта девочка, которая сделала римейк и добавила своего как в музыку (ритм) так и в стихи этой песни, сделала это исключительно для СВОИХ сверстников в целях коммуникации. Ну не могла она в клипе под эту музыку собирать в авоську пустые бутылки и выдерживать ритм песни и паузы в иполнении. Её бы не поняли :))

    Кстати, у этой песни есть и продолжение в котором автор исполняет эту же тему, но уже не с другим парнем, а с девушкой, вполне себе «русской внешности» и явно далёкой от сбора стеклотары по помойкам :)) rusbiathlon.ru
    VM, да она не о бездомных. Просто в исполнении не русского человека она становится посодержательней, чем в исполнении благополучных барчуков. Разве нет? ))
    Антон Павлович Чайка, Да понятно что для Вас важна идентичность римейка :))
    Однако, я не думаю что эта песня о бездомных или трудностях в межнациональных отношениях. По моему мнению эта песенка на тему: а кому сейчас легко?
    VM, да какая разница, кто они есть на самом деле: блогеры или бройлеры, или и то и другое. В данном случае важно, что парень — не русский. Это придаёт песенке оттенок бездомности. И она становится «жалистной». А в Вашем случае — это песенка богатых бездарных подростков, кривляющихся за деньги своих родителей. И она уже, как говорится, не катит. ))
    Антон Павлович Чайка, Этот молодой человек, который написал эту песню — блогер. И эта юная девушка, которая сделала ремейк — тоже блогер :))
    VM, так это ремейк. Оригинальная версия немного другая. В оригинале мне она нравится больше, поскольку здесь примешивается тема гастарбайтерства, и так жалко этого восточного молодого человека. Нет слов. )) rusbiathlon.ru
    Антон Павлович Чайка, Молодёжи как были наши «дозволения» до лампочки, так и будут до лампочки!
    Каждое поколение пытается сформировать свою культуру общения и они эти песни пишут в первую очередь для себя (своих сверстников), а не для нас. Хотя некоторые их песни мне тоже нравятся. Вот эта к примеру: rusbiathlon.ru
    VM, и растить хлеб, и писать музыку можно по-разному. Просто сейчас во всех сферах жизни у нас сбиты критерии. И многим кажется, что так, как делают они — это хорошо.

    Раньше далеко не всякую музыку дозволяли двигать в массы. И зачастую не только по идеологическим соображениям, а вследствие того, что автор бездарен. А сейчас, если у автора есть деньги, он может пробиться со своим «творением» куда угодно. Вот мы и имеем такие попевочки типа «Ты целуй меня везде — 18 мне уже», где ни музыки, ни рифмы (в данном случае это, возможно, к лучшему, потому что нормальная рифма была бы здесь не совсем прилична). ))
    Антон Павлович Чайка, А кому понравится если над ним сознательно издеваются только за то, что он пишет музыку или растит хлеб?
    Странная учеба получается. По типу Герострата. )) Деструктивизм — это тупиковый путь.

    Это Вы сами придумали про то, что не нравится хлеборобу. Это называется умствование. ))
    Антон Павлович Чайка, Не спорю. Бывает и сознательное издевательством над автором.

    Насчёт сравнения песни с пищей дающей энергию творцам «Нам песня строить и жить помогает» не мной придумано :)) Другое дело что мы не видим энергию, которая получается после употребления творцами-охотниками этой духовной пищи. Мы видим только то что осталось от переработки этой пищи. и это нам не нравится. А может тот же творец-охотник который коверкает песни причиняя боль известным авторам таким образом учится чему-то новому и в конце концов создаст целое новое направление в искусстве или новый жанр?

    Вот так и хлеборобу. Ему не нравится что его корм идёт не в коня. Однако хлебороб всё равно будет сеять хлеб и возделывать землю. Помните как в том стихотворении: «Всё равно я вишню посажу...»
    VM, не думаю, что это только материал, или, как Вы сказали, — пища. Мне кажется, иногда это сознательная трансформация, чтобы продемонстрировать, допустим, как ненавистен стареющей молодёжи нашей эстрады, всем этим детям порока, всё советское.

    А сравнение с хлеборобом — некорректно. Песня — это не сельское хозяйство и не пищевая промышленность. И потом, это только Вам в голову приходят такие окказиональные сравнения. Смешно доводить до абсурда то, что естественно, в порядке вещей. Я бы другое сравнение придумал. Допустим, Вы отправили ребёнка в лагерь, приехали навещать и видите, что девочку постригли, покрасили волосы, лицо, сделали пирсинг, нанесли татуировку, заставили ходить с голым животом... Вам это понравится?
    Антон Павлович Чайка, Бывает и сознательное издевательство над автором. Только в подавляющем большинстве случаев широко известные песни для новых творцов-охотников — это всего лишь пища. И что тогда и хлеборобу следует возмущаться тому что получается на выходе после употребления его продукции? :) Он ведь тоже возделывал землю и сеял хлеб не для того чтобы над ним издевались.
    VM, безусловно, Шекспиру не понравилось бы многое. И не только Шекспиру, но и более современным драматургам. Ряд постановок больше напоминает «вариацию на тему», чем первоисточник. Помнится, в своё время за это критиковали наших «авангардных» режиссеров: Эфроса, Захарова, Любимова.

    А насчет «своей жизнью» — не соглашусь. Очень часто современное исполнение широко известных и всеми любимых песен становится больше похоже на издевательство, глумливую насмешку, сознательное пренебрежение. А когда это происходит на глазах у авторов, как это зачастую случается с песнями Пахмутовой, то это просто возмутительно и недостойно.
    Антон Павлович Чайка, Жалко, но что поделаешь если песня живёт своей жизнью, уже автономно от автора. И автор, несмотря на все свои права уже не в силах защитить своё детище чтобы то не стало пищей для других творцов-охотников.

    Вот как Вы думаете, Антон Павлович, если бы сейчас Шекспир пересмотрел все современные постановки своего «Гамлета», он бы пожалел что выпустил из бутылки такого джинна? :)
    VM, очень часто под видом моды нам предлагают нечто неудобоваримое. Это касается не только одежды, но и манеры поведения, манеры исполнения песен. Ролик, конечно, многословный и скучноватый в начале, но там очень точные рассуждения об искажении звучания, грубой подаче звука, пении без полутонов, что убивает саму песню, а те мелодии, к которым мы привыкли, искажает до карикатурности.

    Посмотрел тот кусок, где сравнивают исполнение «И вновь продолжается бой» прежним солистом и нынешним. И стало жалко Пахмутову — её растерянная реакция была заметна. Это уже не первый случай, когда её песни современные исполнители превращают в пародию. Например, группа «Республика» (причем, название группы вступает в противоречие с их творческой манерой) очень в этом поднаторела.
    Ну а почему нет? Любое средство коммуникации и музыку в том числе, вполне можно рассматривать как и средство управления социумом. Вот только музыка, как и язык, — постоянно эволюционирует. Это ведь не иероглиф, обозначающий реку Хуанхэ который, не изменяется тысячелетиями, а сама река Хуанхе, это действующее средство коммуникации цивилизации. Это разговорная речь которая постоянно обновляется новыми словами-заимствованиями, модной интонацией, акцентами, даже выражением лица говорящего.

    Можно ли задать модный тренд в музыке? Можно, конечно. А знать заранее к каким последствиям это приведёт в плане управления в обществе? Думаю что это невозможно. Как и невозможно научить патриотизму посредством введения в школы обязательных часов для игры на балалайке.
    Мне Элен прислала любопытный ролик. Он где-то многословный, но содержит много правильных и ценных мыслей о современной музыке. Кому интересно, посмотрите. Очень понравились рассуждения участниц диалога о музыкальной пульсации, синкопе, соответствии текста музыке и пр. Здесь также поднят вопрос об изменении манеры пения и о том, что современным детям навязывают репертуар не по возрасту: rusbiathlon.ru
    Улыбнула фраза Тутеберидзе: «Ведь когда берёшь настолько великое произведение – ошибиться нельзя.»
    Она здесь о чём, о списке, о Шиндлере, о музыке, или о фильме?
    Заслуженный тренер СССР Татьяна Тарасова высказалась о важности музыки в программах фигуристов.

    Если Тарасова обращалась для компоновки музыки к профессиональным композиторам, то сейчас тренеры и хореографы зачастую берутся самостоятельно «резать» саундтрек.

    «Ужасно! Все хотят тренироваться у лучших тренеров, ставить программы у лучших хореографов, кататься на самых лучших коньках и ботинках. Люди тратят огромные деньги на костюмы, и вдруг… экономят на музыке! Или самоуверенно считают себя знатоками в таком важном компоненте слагаемого успеха, как музыка. Многим кажется, что слепить разные куски просто, но на самом деле для этого нужно серьезное образование, талант и, главное, понимание фигурного катания.

    Я видела очень много неудач спортсменов из-за откровенно неграмотной или, с точки зрения фигурного катания, просто неправильно сделанной музыки. Почему так получается? Люди просто не слышат или не понимают своих ошибок. Кто слышит недостатки, часто даже полагают, что и так с недоделками сойдет. А зрители всё чувствуют.

    Парадокс в том, что расходы на подготовку музыки находятся на последнем месте в годовом бюджете фигуристов. А если спрашивать, насколько музыка важна в фигурном катании, то большинство ставит ее на одно из первых мест. На музыке нельзя экономить!» — приводит слова Тарасовой «Матч ТВ».

    Подробнее на «Чемпионате»: championat.com
    Дмитрий, Хор ( и не важно мужской или женский) это группа голосов. Поэтому хор это оркестр, состоящий из отдельных инструментов. А инструмент опять-таки- голос
    Антон Павлович Чайка, Ну а я, как бывший баянист, замечу что гармонь это ни о чём. Она даже близко по звучанию, и вообще возможностям, рядом с баяном не стоит.
    Гармонь против баяна это как свистулька против флейты.
    VM, Иола, интересную вы подняли тему, но в не есть и иной аспект помимо октав... И я соглашусь пожалуй с Витей, поскольку назвав «Мужской хор», он был очень близок... На сегодняшний день исполнять музыкальное произведение, добившись интерференции звучания (это когда невозможно определить источник звука, а если развести исполнителей то пропадают очень многие краски) и поддерживать её во время всего исполнения могут исключительно люди своими голосами и исключительно а капелла, стоя в круге лицом друг к другу.
    VM, ) )) )) ))
    Иола, Тогда нелогично как-то получается :)
    VM, фортепиано)
    Иола, А ты училась на хоровом или на дирижёрско-оркестровом? :)
    VM, году так в 84 мне этот вопрос задал мой учитель музыки)
    Иола, Ну а кто это сказал насчёт голоса как инструмента если не дирижёры? Чья фраза?
    VM, ну пусть они в гугле и дальше говорят)
    Иола, при том что о голосе как инструменте так говорят дирижёры (это я в гугле посмотрел :)
    VM, при чем тут дирижер? )) не из одного музыкального инструмента ты не извлечешь такой мелодии, как из голоса)
    Иола, Голос — это инструмент только для дирижёра :))
    VM, его обладатель ))
    Иола, Голос? А кто же тогда играет на этом музыкальном инструменте?
    Антон Павлович Чайка, да, я знаю ))
    Иола, да, в 60-е она была очень популярна и даже приезжала в СССР. rusbiathlon.ru
    Антон Павлович Чайка, Нет )) Антон Павлович- обычный голос ))

    вот вам пример- уникальная певица с диапазоном 5 октав rusbiathlon.ru
    Copyright © rusbiathlon.ru (русбиатлон), 2003-24
    РБ – популярный спортивный онлайн сайт, только самые интересные новости спорта в России и мире на сегодня!
    Копирование материалов без ссылки на данный портал запрещено! Сайт для людей старше 16+ лет
    Политика конфиденциальности