Биатлон на огневом рубеже

3723lara_karp

Скоро биатлонные страсти по сезону утихнут, хотя и побушуют еще, конечно. Через пару недель начнутся первые сборы спортсменов. Про поиски взаимодействия в тренерском сообществе, переваривании разгрузок и уверенности в правильном пути «МК» рассказал известный биатлонист, тренер женской сборной Павел Ростовцев.

— Я бы хотел начать вот с чего: как-то не очень логично прозвучала оценка сезона, начиная с тренерского совета и заканчивая разными совещаниями. Почему?

— И почему же?

— Никто не определил, что такое хорошо и что такое плохо.

— Хотите, я определю? Хорошо — это победы, а плохо — поражения.

— А если есть и то и другое? Вот на тренерском совете в Увате прозвучало, что главный критерий оценки итогов сезона — выступление на Чемпионате мира. Согласен. Но почему тогда, уважаемое тренерское сообщество, в прошлом году вы выставили «неуд» мужской команде, которая завоевала три медали на Чемпионате мира? Было признано: плохо, потому что в течение сезона команда не показывала результат. А в этом году наоборот — по сезону показывала. И что, все тот же «неуд»? Все наши разговоры после сезона пока, с моей точки зрения, разговоры по понятиям: нравится — не нравится.

— Дайте свою оценку сезону.

— Если для Министерства спорта главная оценка выступления — это Чемпионат мира, наверное, критика справедлива. Но само биатлонное сообщество должно смотреть глубже. И оценивать результаты по разным критериям.

— О каких критериях вы говорите?

— Эти критерии, которые характеризуют качество работы. Например, количество призовых мест, завоеванных в индивидуальных гонках, призовых мест в эстафетах, спортсменов, которые были на пьедестале, и так далее.

Знаете, я сделал четкий вывод: мы, тренеры, которые работают со сборной командой, разговариваем с тренерским сообществом на разных языках. Тренерский совет не владеет ситуацией, которая складывается в сборной. Пример: уважаемый Юрий Федорович Кашкаров заявляет, что все наши конкуренты использовали при подводке к Чемпионату мира среднегорную подготовку. Я задаю вопрос: «А что вы считаете среднегорной подготовкой?» — «Вам, Пал Александрович, пора бы знать, что это 1600 метров и выше». — «Отлично, Юрий Федорович, назовите, кто из наших конкурентов готовился на высоте свыше 1600 метров? Норвежцы, шведы, немцы, украинцы, белорусы?» В ответ — тишина. Обвинение, получается, огульное. Или другое: Вольфганг Пихлер предложил большие нагрузки, поэтому спортсмены не выдержали, начались травмы. Причем это было сказано жестко.

— Ошибки старший тренер женской сборной уже признал. Или — сделал вид?

— Пихлер признал, что был выполнен большой качественный блок весной и летом, и надо было дать отдых после Чемпионата России. Тяжелый сбор был в сентябре, большие нагрузки на чемпионате, мы это не учли. Это главная ошибка. Но все равно сезон был не провальный. Девчонки впервые за последние 7 лет выиграли Кубок наций, и все эстафеты были в призах, это ведь говорит о том, что уровень команды возрос.

— Итак, сезон, как уже принято говорить, «неоднозначный». Кто виноват, не спрашиваю, масса кандидатур, а что делать, спрошу.

— Работать. Ведь сейчас во всех видах спорта примерно похожая ситуация — всем нужен результат, а результата нет. А вы посмотрите, с кого его требуют? Президент СБР Михаил Прохоров абсолютно прав, когда говорит, что в спорте в достижении успеха основную роль играют три составляющие: талантливый спортсмен, талантливый тренер и условия для их работы. И в целом недавняя статья Прохорова в «Коммерсанте» — это фактически полноценная стратегическая программа. Потому что с условиями у нас сейчас прекрасно, а вот со спортсменами и тренерами... Копните чуть глубже сборной, которая постоянно на виду, и подумайте о детском спорте и подготовке тренеров. Прохоров все время говорит о выстраивании системы в биатлоне — а она ведь оттуда и начинается, с детской школы и тренера. И сейчас не крайних надо искать, а работать. Выжимать максимум из нынешней сборной — привлекать иностранных специалистов, по крупицам пытаться выиграть на смазках, патронах и лыжах, на медицинском обеспечении национальных команд. Но параллельно выстраивать с самого низа — вкладываться, как президент СБР, в детский спорт, обучать и воспитывать своих тренеров, способных использовать в профессиональной деятельности новейшие разработки и исследования. Ведь невозможно в современном спорте конкурировать, не используя науку, а у нас прошлым летом СБР издал первый учебник за последние 20 лет. Мы в какой-то момент во всем очень сильно отстали. Мое личное наблюдение — глазом поведи на советах и совещаниях, я из присутствующих, наверное, — самый молодой. А мне — 41-й год. Кто, например, из молодых тренеров где-то стажировался или проходил подготовку? Откуда им взяться?

— Вы же пришли?

— Я не сторонник того, чтобы человек без тренерского опыта выходил на уровень сборной России, ты должен состояться как тренер на другом уровне. Но в прошлом году впервые в истории нашего биатлона был приглашен иностранный специалист — и помните, сколько дискуссий, которых Михаил Дмитриевич не побоялся, это вызвало. По большому счету, я оказался на тренерской работе потому, что Пихлер подбирал себе человека из биатлона, с которым ему будет комфортно.

— У вас лично есть уверенность, что на следующий год все будет хорошо с женской сборной? Есть уверенность, что правильной дорогой идете?

— Я нисколько не сомневаюсь. Общая направленность правильная — за два года до Игр сделать большой объем, на следующий сезон спортсмены должны его переварить и в олимпийский сезон войти с новыми показателями. Кто-то говорит, что из-за перегрузок плохая атмосфера в команде. Могу положить голову на отсечение — неправда. Девчонки готовы работать дальше с Вольфгангом. Я не сомневаюсь, что в следующем году команда будет выступать хорошо.

Источник: www.mk.ru, Александр Воротников, Московский Комсомолец № 25926 от 25 апреля 2012 г.

    Комментарии 23

    Словения? хе-хе Бауэр и Фак Сильней что ли наших Ребят в потенциале? Бауэр неплохой гонщик с ужасающей стрельбой и Фак дистанционный гонщик неплохого уровня можно сказать под элитой он находится и временами огрызается, а дальше кто?
    У Шведов двое опытных мастеров и один прогрессирующий а 4 то нету!
    Германия Да соглашусь потенциал у них Сильный можно сказать чуть выше нашего на данный момент, но посмотрим что будет в следующем сезоне, как будут смотреться Арнд и Бахер — от них многое зависит..
    Франция — Беатрис очень поможет Французам думаю. Важный момент как будут смотреться Фуркады они основная мощь Франции. Если один устойчивый то второй сыпучий тип!

    и в чем я тут не прав ?

    Что у нас Маковеев — тоже примерно Фак, с чуть выше дистанционной скоростью и ровной стрельбой если смотреть по этому сезону Вот это Эстафета : Шипулин- Устюгов- Маковеев и кто- то из Гараничев, Малышко, Лапшин и ли кто-то другой может быть но вот этих ребят нужно наигрывать. Очень важный момент если Иван Черезов вольется в команду он очень нужен команде ибо 4 этап открыт, пока может быть пусть закрывают его двое это Дмитрий Малышко или Евгений Устюгов и только эти двое! или Иван Черезов если придет в боевое состояния.

    Эжен
    Вот этот вопрос и поднимает Павел Ростовцев в своём вью, насколько правильно я его понял, т.е. вопрос отсутствия чётких критериев характеризирующих работу того или иного тренера, например, критериев его работы в женской сборной как тренера по стрельбе.

    Другое дело критерии эффективности работы старших и главных тренеров. Они отвечают не столько за количественные показатели в виде прироста скорости или улучшение показателей в стрельбе спортсменов, сколько за качество работы всей команды, т.е. за окончательный результат в виде количества медалей, Глобусов и тд. И далеко не факт, что увеличение процента меткости и прирост скорости автоматически приведут к приросту результатов в виде медалей на ЧМ. А ну как какому-нибудь старшему тренеру вздумается на очердном ЧМ снова «обкатать молодёжь» в ущерб реальным шансам на МХГ :)? И весь прирост показателей, а также количество призовых мест на этапах КМ, снова коту под хвост. А так и будет, поскольку нет и пока что не предвидеться появления чётких критериев оценки работы старших и главных тренеров.

    А чётких критериев нет, поскольку руководству ТС, СБР и Минспорта, в мутной водице гораздо проще ловить рыбку :) Зачем высокопоставленным субъектам наделённым определённой властью, какие-то критерии объективной оценки, которые сузят их возможности поступать с нынешними тренерами как им хочется. Вот так у нас и получается всё по формуле Черномырдина: хотели как лучше, а получилось как хотелОСЬ, хочется и всегда будет хотеться чиновникам во власти.

    VM, а действительно, настала пора разработать и критерии оценки тренерского состава, — рейтинг, если хотите. Как оценить работу тренера? Наверное, по результатам. И тут вовсе не обязательно медальный дождь — я считаю, что основным критерием должны быть:
    1) прирост скорости;
    2) увеличение процента меткости на огневых рубежах.
    Как следствие, будет прирост результатов спортсменов на КМ и ЧМ.
    Как показала практика минувшего ЧМ, на первый план выходит лыжегоночная готовность биатлонистов, а она у наших не ахти, особенно у женщин. Так дайте приросты в скорости, тренеры. Причем их темпы должны быть выше таких темпов у соперников. А этого не видно. Нвазревает вопрос — а почему это происходит? А потому, наверное, что технология подготовки спортменов устарела. Особенно это видно по команде Пихлера.
    Тут могут возразить, что один год не показателен. Однако, и другие сборные находятся в подобных условиях, но налицо факты наращивания их преимущества в скорости над нашими, особенно у женщин. Что имеем в настоящее время — увеличение процента попаданий, но в скорости это преимущество полностью пропадает (Домрачева, Бергер, Макарайнен, Сулемдаль обгоняют наших, имея на 2-3 промаха больше).
    Меняйте философию тренеров, СБР — а проще, самих тренеров, особенно устаревшего Пихлера. Он уже «был», но не «будет».

    Евгений Казаков, не согласен с потенциалом в мужском биатлоне. На мой взгляд, все-таки вот так:
    1. Норвегия
    2. Франция
    3. Швеция
    4. Германия
    5. Словения
    6. Россия
    7. Италия

    Олег Васильевич

    Совершенно верно.
    Если не было чёткой цели, поставленной перед началом сезона 11-12, например: медального плана на главный старт года, или плана призовых мест на этапах Кубка Мира, или количество Глобусов в конце-концов, то откуда возьмётся объективная оценка работы тренеров? Ясное дело что эта «оценка» проделанной работы ТШ, по окончании сезона, сразу же рассыпется на индивидуальные субъективные осколки множества прямопротивоположных мнений из которых уже ой как не легко собрать более менее объективную оценку достижений спортсменов и тренеров.

    Интересная картина получается:) В начале сезона, что СБР, что минспорта, что тренерский совет, живут по принципу: мир, дружба, жвачка, т.е. никто никого не обременяет медальными планами, следовательно, они все принципиально отказываются от самой идеи постановки целей, а по окончании сезона начинается чуть ли не всероссийская склока как в среде спортивных функционеров, так и в среде болельщиков на тему: что такое хорошо и что такое плохо :) И опять же, для кого-то критерием оценки тренерской работы являются медали, другие отдают предпочтение Глобусам, третьи Кубку Наций и тд и тп.

    Нет, ну если уж высокопоставленные спортивные функционеры принципиально отказываются от постановки перед тренерами конкретных целей в виде медальных планов, то пусть введут бальную систему оценок тех или иных спортивных достижений. Например, БХГ — 1000 баллов, Кубок Наций — 500, МГХ — 100, медали ЧМ -500-300-100, призовое место этапов КМ -50-30-10 и тд. и по окончания очередного сезона, оценивают работу того или иного тренера исходя из набранных баллов командой, которую он возглавляет. По крайней мере такие оценки будут более похожи на объективные, чем те, которые действуют сейчас, точнее, не действуют, а полностью отсутствуют. И сами тренеры команд, будут иметь чёткое представление о том, что и сколько будет стоить в этом сезоне, по заранее объявленным «закупочным ценам» от того же Тренерского Совета, СБР или Минспорта перед началом очередного сезона.

    Не верю! Извините, Павел, добрая и преданная вы душа.
    Вопрос- кому преданная?! Хорошо вам под немцем?! И Прохоров — любимый начальник?!...

    По итогам минувшего сезона самым метким биатлонистом страны стал представитель Тюменского Центра спортивной подготовки Алексей Чурин. Процент его точных выстрелов в официальных стартах составил 92,43.
    Этот показатель позволил Чурину стать обладателем Кубка страны. Отметим, что и на «лёжке» и на «стойке» сибиряк стреляет с точностью свыше 90%.
    Вторым в минувшем сезоне стал Михаил Боярских из Ханты-Мансийска. Цели достигают 89,66% его пуль. Третье место занял воспитанник тюменского биатлона Антон Шипулин, выступающий за Екатеринбург и Москву (89,65%).

    У женщин самой меткой биатлонисткой сезона стала Екатерина Глазырина (87,55%). Следом за спортсменкой из Екатеринбурга расположилась тюменка Екатерина Юрьева (87,50%). Третьей оказалась москвичка Ольга Зайцева (87,22%).

    asnta.ru

    Андрей А, Джокер, Алексей К, и многие оставшиеся неназванными мной:

    Вы о каких расхождениях в ОЦЕНКАХ и РЕЗУЛЬТАТОВ, типа вот эти слова Ростовцева по его ответу, гаварите (кто их предварительно ставил? ЧТО СДЕЛАНО? ЧЕГО ДОБИЛИСЬ в прогрессии 2009-2012гг ?:

    « — Дайте свою оценку сезону.

    — Если для Министерства спорта главная оценка выступления — это Чемпионат мира, наверное, критика справедлива. Но само биатлонное сообщество должно смотреть глубже. И оценивать результаты по разным критериям.

    — О каких критериях вы говорите?

    — Эти критерии, которые характеризуют качество работы. Например, количество призовых мест, завоеванных в индивидуальных гонках, призовых мест в эстафетах, спортсменов, которые были на пьедестале, и так далее.

    Знаете, я сделал четкий вывод: мы, тренеры, которые работают со сборной командой, разговариваем с тренерским сообществом на разных языках. Тренерский совет не владеет ситуацией, которая складывается в сборной...» конец цитаты.

    Если главный ИСПОЛНИТЕЛЬ в СБР — Кущенко: не может ПОСТАВИТЬ и озвучить ЦЕЛИ =>> ЗАДАЧИ, сроки и КРИТЕРИИ оценки РЕЗУЛЬТАТОВ (вспомните его пресс-конференцию в ВГТРК в ноябре 2011 года)...

    Так этому, «вундеркинду» (чтобы не сказать: КИНДЕР-СЮРПРИЗ, уже хорошо известный в 2008 году...) — Павлу Ростовцеву =>> нужно прежде всего ЗАДАТЬ все «ети вопросы о критериях», Целях — ПЛАНАХ, РЕЗУЛЬТАТАХ, их ПОНИМАНИИ «отчего да как?» — ДЛЯ НАЧАЛА в ё-правлении СБР!

    Мы уже тысячи раз за два года — говорили и СПРАШИВАЛИ публично: Кущенко и Прохорова ИМХО?!?

    ЧЕМ ВЫ ТАМ занимаетесь в СБР вот уже 4 календарных года с 2008 по 2012?

    Почему до сих пор НЕТУ: ни критериев, ни результатов, ни Целей, ни ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ?!

    А если «манагеры» — не могут их определить «по их незнанию/не пониманию/неспособности или НЕреализации», а живут «АВОСЬ вынесет куды-нить надёжа Пихалыч...» — так их и нужно РОТИРОВАТЬ!

    Что и будет СДЕЛАНО сейчас, ну просто КЛОУНАДУ эту прохеров валентиновичей — в топку и за Альпы, в Нью-Васюки... ГОУ...гоу-гоу...!

    Евгений Казаков,
    нормально, принцип я понял, личная субъективная оценка (вполне имеет право и место быть).

    Сравнивая с Куликовской битвой, я взял в биатлоне отрезки по годам, а в истории длительный не прямой путь русской дружины к месту сражения, во время которого она успела ещё и существенно усилиться, предотвратив усиление противника.

    Андрей А, ну хочется верить. Но шансов на это я бы дал очень мало , что Пихлер пользуется такой системой с набиванием отрицательного опыта, по большому счету команды женской нет.

    Метод оценки какой команды мужской или женской? По женской сборной: ну это же очевидно, что на данный момент потенциал стремится к нулю, оценивая результаты эстафет наших девушек. Биатлон это от части и удача, которое тебе сопутствует, но везти тебе весь сезон не может и более сильные сборные заберут свое. При очень слабой лыжной подготовке и отвратительной работе не рубеже, что не в кое не стоят близко к мировым стандартам, Чего ловить то собственно если проигрываешь в основных компонентах биатлона.

    У мужчин виден потенциал, почти у каждого члена национальной команды, вот только проблема заключается в том ,как этим потенциалом пользуются тренерский штаб. Типа распределения спортсменов по этапам и стартовым номерам- это психология и тренер должен знать, что и как у спортсмена на данный момент времени.

    Андрей А, сейчас тебе достанется, жди.

    Влад. Я отметил потенциал команды просто, а каждая команда из 6-ке и может быть на подиуме или победить, но те, кто выше и победа будет выше, как говорится все познается в сравнении, посмотрим, что будет в следующем сезоне. Но от наших биатлонисток ждать высоких результатов не придется.

    Фактически проблема одна — несовпадение подхода болельщика и подхода тренера, обеспечивающего подготовку команды, в оценке промежуточных результатов и выбранных дорог на пути к главному результату. Болельщику нужны результаты сейчас, всегда и немедленно (региональные тренеры ведут себя в точности как болельщики и именно с этой позиции ставят свои «неуды»), а работающий с командой тренер знает или, как минимум, представляет путь к цели, но этот путь не выстлан золотом непрерывных побед.
    Если в биатлоне предстоит сражение в 2014 году (как в своё время на Куликовом поле), то Пихлер выбрал ту же тактику, что и наши выдающиеся предки, не прямого движения к немедленному сражению, а удлинённый путь с дополнительной подготовкой и усилением.

    Евгений Казаков, метод оценки, вкратце, можно?

    Евгений Казаков

    А у мужчин, что так Францию глубоко опустили?

    Яковлев Валерий Иванович, будьте добры, уж перешлите правильную методику в сборную. А то вот Вы её знаете, а они там не знают. Уж не пожалейте для сборной-то, пожалуйста.

    Уровень команд у мужиков подрос, а вот женский сдал и причем сильно сейчас по команде он находится примерно на уровне 4-8 команд в мире
    Я оценю потенциал команды:
    Женщины:
    1. Норвегия
    2. Франция
    3. Германия
    4. Белоруссия
    5. Украина
    6. Россия
    7-8. Италия
    7-8. Польша
    10-Швеция
    С Уходом Экхольм Швеция потеряет позиции
    Мужчины:
    1. Норвегия
    2. Россия
    3. Германия
    4. Франция
    5. Швеция
    6. Италия

    Интересно про критерии оценки сезона. Пока получается, что права на ошибку нет совсем. Максимализм — это хорошо, но не должен совсем застилать глаза.
    Про возраст тренеров писАл у Маматова: «Когда говорят о кандидатах на это место в России, то называется Гурьев (57 лет). А кто был ? Хованцев (63 года). А ещё ? Аликин (59 лет), Ткаченко (58 лет).» Ростовцева в этом плане можно считать прорывом.

    Александр Валентинович 24 апреля 2012 (16:03)
    «В Бородинскую ДЮСШ два года назад СБР привез — автобус , электронный стрелковый тренажер , 10 винтовок , 20 пар лыж Фишер , 35 тыс патронов. Все что касается оружия то все хранится в Комнате для хранения оружия моего ЧОПа. Все это вручал Паша Ростовцев по поручению Прохорова и СБР будучи в администрации Красноярского края. НА биатлон и лыжи на ДЮСШ в год выделяется 720 т.р.»

    rusbiathlon.ru

    Чесслово достали этой болтавнёй — «... вкладываться, как президент СБР».

    Мне не трудно съездить на «Динамо» и уточнить: «Чем же помог ЛИЧНО Прохоров?»
    На следующей неделе съезжу и доведу до РБшников!

    П. С. А, если все, у кого рядом есть биатлонная ДЮСШ, сделают так же, то увидим ТОЧНУЮ картину!

    «Мое личное наблюдение — глазом поведи на советах и совещаниях, я из присутствующих, наверное, — самый молодой. А мне — 41-й год. Кто, например, из молодых тренеров где-то стажировался или проходил подготовку? Откуда им взяться?» Вот это верно! Ведь все тренеры, кандидатуры которых рассматриваются, уже не молоды... А молодым где учиться и начинать работать? Как эта проблема вообще решается?
    Насчет того, что надо работать, это точно! Желаю удачи, ВЕРЮИЖДУ!))

    Морозко, все правильно, только вот высшее руководство Минспорта и СБР не понимают этого,устроили разборки и вовлекли в них всю спортивную общественность.

    Какой там работайте! Щаз и Пашу по кочкам понесут. Вот вылез, млин, вовремя)).

    Хорошо Кашкарова уел:)
    Много критики на базе слухов...
    Работайте, ребяты! Веримиждем:)

    Павел Александрович!
    Можете не надеяться, большой объем нагрузок, данный Пихлером, в следующем сезоне не переварить, загубили только девчонок,жалко. В велосипеде и в «железке» они (девчонки) будут выглядеть ,по-сравнению с другими командами, не плохо. А скорости нет и не будет, с такой методикой подготовки. Если, конечно, кардинально не изменят методу.
    По стрельбе необходимо подтянуть скорострельность:изготовка,пер езарядка.

    «И сейчас не крайних надо искать, а работать.» золотые слова

    Биатлон. Новости

    Фото от болельщиков · 34026

    Биатлон Ханты-Мансийск 2016
    Биатлон Ханта-Мансийск 2016
    Биатлон Моё достижение
    Биатлон Белорусы оккупировали пьедестал
    Биатлон Кубок Содружества в Рязани
    Биатлон Александр Логинов. Кубок Содружества