Свободное общение Карта сайта Поиск
можно через
  • facebook
  • вконтакте
  • одноклассники
  • google
Новости биатлона

Леонид Гурьев о шлифт-машине, сервисменах, подготовке лыж и вакс-грузовике

  • 12 января 2020 (14:38, воскресенье)
  • 14
  • 92
  • rusbiathlon.ru
Леонид Гурьев о шлифт-машине, сервисменах, подготовке лыж и вакс-грузовике

Спецкор Анна Маслова по заданию редакции rusbiathlon.ru, лично встретилась с тренером женской сборной России Леонидом Гурьевым и в интервью со знаменитым специалистом выяснила нюансы подготовки лыж в современном биатлоне.

О вакс-грузовике

Вакс-грузовик фирмы SCANIA для сборной команды куплен в 2013 году, когда президентом СБР был Михаил Прохоров. На тот момент он стоил 16 000 000 рублей. При покупке было оплачено техническое обслуживание автомобиля до 2018 года.

По сути вакс-грузовик — это тягач со специализированным прицепом, оснащённый всем необходимым для мобильной работы передвижного сервисного центра. В нём также выдвигается задняя часть для раздевалки, отдыха и мини-кухни. Длина машины — 20 метров. Система кабелей, электрощитки и все необходимое для работы предоставляют организаторы на месте проведения соревнований.

На данный момент 7 национальных биатлонных команд владеют подобными машинами — это Норвегия, Франция, Италия, Швеция, Германия, Австрия и Россия. Фирмы грузовиков у всех разные, например, Volvo, Mercedes-Benz, Scania и другие.

Сервисмены работают в масках, которые закрывают рот и глаза, на спине подвешивается фильтрация.

Лыжи хранятся в пирамидах. На одного спортсмена перевозят до 40 пар лыж.

В команде 6 мужчин и 5 женщин, получается на команду нужно около 450 пар лыж, плюс парафины и прочий лыжный инвентарь.

Также трак выполняет функцию хранения и перевозки вещей спортсменов, инвентаря, чехлов, всего что не входит в норму провоза багажа.

На управление этим грузовиком закреплен один шофер.


Проблема передвижения по Европе

В этом сезоне появилась проблема при переезде грузовика из Швеции в Австрию. Балтику грузовик пересекал паромом, а потом по правилам перевозки шофер должен 4 часа ехать и 45 минут отдыхать, затем снова 4 часа ехать и потом целых 9 часов делать перерыв. Если не следовать этому графику, то будут штрафы по 560 евро.

Из-за этого российский биатлонный фургон, следуя этому графику, добирался из Эстерсунда до Хохфильцена трое суток, приехав накануне соревнований. А сервисменам пришлось ночью разгружать трак и готовить лыжи совсем не отдохнувшими от дороги.

По опыту европейских команд можно сказать что, ситуацию мог бы спасти второй водитель и нашему русскому драйверу не пришлось бы делать длительные остановки на пути к следующему этапу Кубка мира.

Во время сезона на команду выделяют микроавтобусы для перевозки спортсменов и тренеров от места проживания к месту соревнований, которыми управляют сервисмены.


О подготовке лыж и процессе работы сервиса

У сборной России сейчас две сервис-бригады, первая работает на Кубке мира, вторая — на Кубке IBU.

На КМ с женской и мужской командами работают четыре специалиста: Михаил Колосков (главный), Михаил Дуркин, Павел Крючков и Андрей Шатохин.

Сервисеры приезжают на стадион за 5-6 часов до старта соревнований.

Первым делом при подготовке лыж к соревновательному дню сервисмены изучают прогноз погоды по метеостанции и вскрывают 10-15 пар лыж под эту погоду, которые залиты одним парафином.

Погода и состав снега оценивается при помощи специальной метеостанции, которая дает полную информацию по изменению погоды на ближайшее время, т.е. на период гонки (пойдет ли снег, какой влажный/сухой, как изменится ветер, как поменяется влажность).

Далее три человека отправляются откатывать лыжи. Главный сервисмен Михаил Колосков, в это время работает над выбором структур лыж, парафинов, порошков и эмульсий.


Проблема недостатка кадров

И здесь уже видна проблема — не хватает людей на откатку лыж.

Сервисмен работает со спортсменом в паре. Они одновременно скатываются на лыжах с горы откатки, чтобы определить какая пара лыж наилучшая по скольжению. К этому процессу подключается тренерский состав и специалисты комплексной научной группы — Артем Истоимн и Дмитрий Шукалович.

После откатки лыж и выбора спортсменом лучшей пары наносится парафин, эмульсия, спреи, которые Михаил Колосков выкатал под соревновательную трассу.

Здесь очень важно правильное наложение порошка, втирание эмульсий и т.д. У сервисмена должно быть буквально какое-то особое чутье в этом рабочем процессе и во всех остальных этапах подготовки лыж и подборке структур.

Весь процесс подготовки лыж занимает очень много времени, так как требуется подготовить огромное количество лыж и выбрать из них лучшие.

Одно из основных требований к сервисерам — их вес должен быть близким к весу спортсменов, для которых они откатывают лыжи.

Сервисмены в день накатывают до 50 км, поэтому они всегда должны находиться в отличной физической форме.

Работа сервисменов к новому сезону начинается уже с лета, когда они отправляются к производителям лыж Fischer или Madshus и работают с ними на леднике в Австрии, чтобы выбрать лучшие варианты для спортсменов на весь сезон.

Когда определяют несколько пар лыж под разные погодные условия — на лыжи наносится необходимая структура, а также проходит шлифовка старых лыж.

Второй раз лыжи привозят на завод Fischer уже перед чемпионатом мира, чтобы проверить состояние лыж и обновить или сделать новую структуру.


О структуре лыж

Структура — рисунок на скользящей поверхности лыж, подобный протектору на автомобильных покрышках. Её роль — контроль уровня влаги между снегом и поверхностью лыжи. Во время скольжения происходит трение, из-за этого создается тонкая водяная пленка, по которой и скользят лыжи. Избыток или недостаток этой водяной пленки мешает скольжению, поэтому нужно сделать этот слой оптимальным.

В холодную и сухую погоду образуется мало воды, происходит сухое трение и лыжи плохо скользят. В теплую и влажную погоду образуется избыток воды, происходит прилипание, подобное тому, как слипаются два мокрых стекла между собой. Назначение структуры состоит в устранении эффекта прилипания в теплых условиях и создании водяной пленки в холодных.


О шлифт-машине

Такие структуры наносятся с помощью специальной шлифт-машины, которая стоит 200 000 евро.

Перед Олимпиадой в Сочи закупили две шлифт-машины, которые активно использовали для команд лыжников и биатлонистов. Сейчас одна машина находится в Тюмени, а вторая — в Санкт-Петербурге.

Такая машина выглядит как тяжеловесный станок — 3 метра в длину, 1.5 метра в высоту и 1 метр в ширину.

Основной действующий элемент на этой машине — камень 30x40 см по диаметру.

Перед запуском работы шлифт-машины с лыжей, на компьютере устанавливается определенный рисунок структуры, лыжа фиксируется в определенном направлении и затем она проходит под камнем, с помощью которого наносится выбранная структура на поверхность лыжи. Данная структура может держаться весь сезон.

Но здесь нужно учитывать, что одна и та же структура на лыжах разных производителей работает по разному. Например, в одних условиях на Madshus может проявлять себя хорошо, а на Fischer — нет и наоборот.

В идеале нужно такие структуры подбирать и делать на каждый этап проведения Кубка мира. Потому что, допустим, в Антерсельве трасса жесткая и снег чистый, а в Оберхофе он влажный и прилипающий. Соответственно, условия абсолютно разные и работать будут разные структуры. И в идеале нужно такую шлифт-машину возить с собой на все этапы Кубка мира, чтобы грамотно заниматься обработкой лыж, что может привести к наилучшему результату спортсменов сборной страны.

Наш wax-грузовик для этих целей нужно существенно переоборудовать (укрепить днище под большой вес станка), либо купить другую машину. А это значительный расход бюджета, который на данный момент руководство СБР себе позволить не может.


Леонид Гурьев (тренер женской биатлонной сборной России), Елена Копылова, Анна Маслова (Шипулина)

Анна Маслова (Шипулина) специально для rusbiathlon.ru


    Комментарии читателей 92
    «Тренеры женской команды ездили на отстрел, возили с собой винтовки и подбирали патроны индивидуально под каждый ствол. Закупкой патронов занимались люди из федерации.

    У патронов нет проблем с кучностью. Есть патрон (Lapua Polar) Xtreme – у них есть проблемы с нашими винтовками БИ-7: при закрывании затвора патрон туговато заходит в патронник. И это единственная проблема. А то, что Гурьев сказал, что патроны не подходят по ветру... Это преувеличение», – сказал Хованцев в интервью Александру Круглову.
    Дело не в шлифт -машине, а в фальш -штабе!
    MerInOs, и что они тогда отбирали, если«ветровые » патроны не отобраны в достаточном количестве?
    Что значит-поменяемся с мужской сборной?
    Парням в дальнейшем на этапах «Небесная канцелярия» только штиль на стрельбище обещала, что ль?)

    Шипулин тоже немало промахивался, но до Мироновой ему очень далеко в этом плане было!)
    Марина, патроны одной партии вполне могут подходить к разным стволам.
    Просто есть разница выбирать из того что «достали», и приехал и выбрал из всего ассортимента.

    Он же не говорит, что нет патронов, он говорит о том, что не было отбора на ветровую устойчивость. Когда ветер гуляет вправо-влево там эффект Магнуса во всей красе проявляется + поправки д. б. разными на правый и левый ветер. Это уже в условиях стрельбища смотреть нужно или в тире моделировать.
    А что до Шипулина, так в последнее время со стрельбой у него не так уж и здорово было. Может на фактор ствола особо внимания не обращали. И вообще с самоподготовкой, как мне кажется, некий перекос был, сам процесс стал важнее результата.

    По сути это не ко мне вопрос, это к спецам которые с этим постоянно сталкиваются.
    MerInOs, я не о финансировании, а о подборе патронов.
    Пончтно, что во времена было и финансирование больше, и с патронами легче-не было санкций-
    но только кто и как не ухитряется эти санкции обходить при желании!)

    Я о другом.
    То нужно подбирать для каждой винтовки, то просто займут у мужской команды.
    То есть, патроны то нужные есть. Но только у мужиков. А о чем думали тренеры девчат перед сезоном, что оказались не с теми патронами? Ветра в сезон ими не ожидалось?

    И ведь Гурьев сам говорит о том, что он патроны-то отстреливал.
    Тогда почему в мужской команде нет этой проблемы, а у девчат нужных патронов нет?
    Ведь и там и там тренеры готовились к сезону.
    Куда делись проверенные партии? Девчата все уже расстреляли «по воробьям»?)
    Так у нас и парни не особо снайперы, но они почему-то же с патронами?

    MerInOs, про изношенный ствол винтовки Шипулина было вообще интересно узнать. «И как же сам Антон умудрялся из этой винтовки стрелять, при чем -не так уж плохо стрелять и почему он на винтовку не жаловался»-это первое, о чем подумалось, когда я это прочитала.)
    Марина, Ростовцев говорит о временах когда проблем с финансами не было, не было санкций и ограничений по оружию, были личные связи с производителями, была основа со своими винтовками, и под неё отбирали патроны. Сейчас всё стало сложнее, состав непредсказуемый со своим оружием, и вопросов стало намного больше.
    У винтовок с изношенным стволом, как например у Светы, в ветрюган будет больший ветровой снос. Не стоит нам тупо гнать на Гурьева, он обозначил проблему, но решать её должны дяди повыше.
    Adrio75, спасибо!
    Я читала это интервью.
    Но сейчас прочитала новое заявление Гурьева вот здесь, в блоге Драчева, rusbiathlon.ru

    И что-то у меня не совмещаются в голове слова, сказанные Ростовцевым со словами, сказанными Гурьевым.

    Один-Ростовцев — говорит, что в межсезонье отстреливали/пристреливали патроны под каждую винтовку спортсмена,

    а Гурьев — говорит о том, что будут взаимствовать патроны у мужской сборной.

    Но ведь там патроны в мужской сборной отстреливались/пристреливались под винтовки парней, а не девчонок-или разные винтовки по своим качествам/хактеристикам не так уж и разнятся?
    Совсем я что-то запуталась! )) (
    «Ниже – доступный ликбез от трехкратного чемпиона мира, бывшего стрелкового тренера женской сборной России Павла Ростовцева, который три года (с 2011-го по 2014-й) был как никто погружен в подбор и тестирование патронов».

    sports.ru

    После этого только один вопрос хочется задать — и где же сейчас все это былое великолепие? Как мы дошли до ситуации, когда у нас главный человек по стрельбе ревет белугой в середине сезона (!) про то, что патронов нет? И где он был до начала сезона, вместе с СБР. Были так заняты составлением чудо-критериев, что забыли обо всем остальном?
    ОльгаВлад!

    С водителями не очень просто.
    Это не взял и пригласил.
    Водитель должен иметь международные права. международную сертификацию с диплом об учебе и внесении в международный реестр.
    Это стоит денег и немалых.
    Но это еще не все.
    Водители. которые все это имеют. предпочтут работать в Европе.
    Там мин. оклад-200 т. р. оплата за 1 км. полный пансион. жилье и много чего еще.
    В месяц набегает от 300 т. р.
    Три месяца рабо. две недели отдыха с оплатой проезда туда-обратно.

    Все четко. по плану.

    У СБР. так как нет полноценного статуса международного. нет и не будет спонсоров. Спонсоры пойдут. когда СБР восстановят в правах. Бизнес не будет вкоадывать деньги в неопределенность. Хоть Майгуров. хоть Круглов А.
    Поэтому только гос. финансирование.
    Биатлон не приоритетный сейчас.
    Что бы не говорил трепач Тихонов.
    Радуемся. что многие обьекты в федеральной собственности и СБР не тратит деньги на их содержание.

    П. С.
    Смешно читать о стрелковой подготовкк в школе.
    Интересно узнать. каким способом?
    Законы РФ читали?
    В школах есть оружейные комнаты?
    Мелких стадионов не осталось. а тиры то при них были.

    Разрушать не надо было.

    Маниловщиной зачем сейчас заниматься?
    Возникает устойчивое мнение о СБР, как о коллективе набранном с улицы для организации нового дела и не имеющей административного управления.
    Спасибо за статью!
    Узнал много нового ))
    На второго водителя денег нет, а возить научную группу, кучу тренеров, администрацию СБР деньги есть.
    зачем новые ставки для сервиса вот добавили тренеров по стрельбе а стрелять стали намного хуже ответственность размывается
    Почитала здесь, посмотрела там (у Трифонова) и поняла, не так страшен чёрт, как его малюют...

    В России машины есть: и в Москве (аж штук 8), и в Петербурге, и у биатлонистов, и у лыжников, а значит есть и специалисты, работающие на них. Не стоят же они все без дела в таком количестве! То есть специалиста штайншлифт машины (шайтан машины, как здесь кто-то метко её окрестил) найти можно.

    И возить её постоянно совсем не обязательно. Об этом даже Бьорндален сказал. Так что не фиг вакс-грузовик перезагружать укреплением днища. Надо её, машину эту, где-то стационарно держать. И желательно в европах помещение арендовать, чтоб со снегом, а вернее, с лужами, селитрой и льдом угадать. Стоит же сейчас машина лыжников в Эстонии...

    И вообще, вывод с моего дивана — главное не наличие машины в непосредственной близости от сборной, а логистика и ЛЮДИ (кадры).
    Так что составляем логистику обработки лыж (когда, после какого этапа, сколько штук, для какой структуры...), заключаем договора с теми, кто это будет делать и с теми, кто на это предоставит свой «сарай» или грузовик, ну и так далее...
    А главное, людей надо. Водителя, чтоб вакс-грузовик ездил безостановочно. И сервисеров добавочных (хотя бы в основную сборную), чтоб обкатка лыж проходила более эффективно.
    Короче СБР надо выбивать дополнительные ставки для этого у минспорта. А можно это сделать и за счёт сокращения ненужных (вот на фига нам нужна была ставка Польховского?!)
    Wera-Wera, насколько я знаю, у лыжников эта чудо-машинка есть и используется.
    Хотелось бы узнать, а есть ли у лыжников все эти «штучки», о которых рассказал Гурьев?... У биатлонистов они есть аж две шлифт-машины, а толку? Создаётся впечатление, что организация работ на этих «штучках» просто никакая, абсолютно не продуманная. Подготовка лыж выезжает только на умении и работоспособности сервисменов.
    Уже становится смешно слушать причины и оправдания от этого человека.
    snow11, мда.. было время золотое. Пулька 2 коп. Пяток в детской ладошке и.. Предвкушение от того попаду/не попаду! :)
    Кстати сейчас воздушки, практически на всех заправках продаются, не считая магазинов. Но мало у кого есть. По крайне мере наши друзья и знакомые (и их детишки) у нас на даче берут их в руки в первый раз. А сколько радости, как у детей, так и у взрослых.
    Багира, абсолютно так! Не убавить, не прибавить!
    Я в том же детстве был!
    snow11, это раньше всех в детстве стрелять учили. К ВОВ у нас уже были готовые Ворошиловские стрелки. В моем детстве ещё были и тиры, и секции в ДОСААФ. А сейчас кто из гражданских может прилично стрелять? Что уж про детей говорить
    Багира, да согласен! Хочу чтобы были как Устюгов! Но это надо их в детстве учить стрелять! «прикладной вид спорта пулевая стрельба»! ))
    Ну и в своё время, никто не мешал там, трениться Шипулину!
    snow11, аха и Устюгова нам. Мимо настреляет, ногами отобьет! :-)
    snow11, и кто ж его отдаст?)
    Мне думается, что здесь дело больше в количестве сервисменов! О чем Елисеев проговорился!
    Потому что чем больше обкатаешь вариантов, тем интереснее выбор

    А вообще! По чесноку! Лучше не машину! А Маркуса Крамера! Тогда и машины в Тюмени достаточно будет!

    Ааааааа! Вот это уже взаимодействие федераций!)
    vtnsk, плюсую. Странно, что минусуют.
    Да пошутила я :) Что все так серьёзно восприняли?
    Хорошее вью, понятно всё изложено. Но считаю, что тема искусственна раздута, отвлекает внимание от настоящих проблем. В СБР все люди грамотные, проблемы знают. Что решают не оперативно или наискосок, другой разговор.
    Но когда вся страна, даже те, кто биатлон не смотрят, всерьёз обсуждают, что именно из-за отсутствия у нашей сборной: патронов, шлейф машины, лыж и пр. (нужное добавить) — нет результата, то остаётся только включать юмор, пусть и в виде сарказма.
    Багира, изменить конструкционные характеристики (дополнительное укрепление дна корпуса и подвески) автомобиля технически очень сложно и не всегда возможно. Реально дешевле будет приобрести новый автомобиль с *** характеристиками.
    Лиса-Наталия, да точно он!
    snow11, это был Эдер, который работает на белорусов. Он уже нанят, но при этом за деньги вполне может обработать лыжи
    Андрей Червяков, расслабься и будет тебе щастье :-)

    Нифигасе за хле, бушком сходила.. :-)
    Лиса-Наталия, ну здесь не знаю, может и правда Ваша!
    И эт да! К кому уж там Трифонов заходил, который свою машину собрал? Может его и нанять?)
    Думаю не дорахо возьмёт! Но оформят, как дорого! ))
    Евлампий, а я о чем?
    Федя, В этой шлиф-машине главное не сама машина, а рисунок структуры, который является секретным... мало иметь машину, нужно иметь шаблоны, которых у нас нет, как нет, собственно, и специалистов в этой сфере
    Багира, ответ дилетанта. Или. лишь бы языком сказать?
    Главное — побольше вбухать, для солидности. А что будут делать на этой машине? Уже разобрались в том, какой шлифт катать под какую погоду? Или просто будут лыжи на стружку переводить? И зачем тогда десятки пар лыж каждому спортсмену?
    snow11, как не гоняют? как я поняла сейчас машина лыжников будет в Эстонии, куда и биатлонисты повезут свои лыжи. Она же не обязательно должна ездить по этапам и стоять у соседнего дома. Должна быть доступна.
    Лиса-Наталия, ну лыжники то не гоняют?)
    snow11, она нужна перед определенными этапами в близкой доступности. Не из Тюмени же ее гонять
    Багира, как показало вью Трифанова эта машина нафиг не нужна на каждый старт! Чего там укреплять!
    Вот вроде лыжники ничего не укрепляют и ягоды у них есть!
    Багира, да, днище лучше укрепить, а то биться о него придется ещё долго.)
    Решение проблемы — укрепить днище и взять одну из имеющихся в Тюмени или Питере + второй водитель. Сколько это будет стоить?
    А развели на 200 000 евро.
    Ох, не влетело бы Гурьеву.
    Valentinych, так она только вопросы задавала, отвечал Гурьев — он же не дилетант?
    Лиса-Наталия, Анна сама дилетант.
    Анне спасибо за такое интересное интервью. Для меня как дилетанта очень полезно. Хоть я и видела работу сервисеров на ЧЕ, но не знала нюансов. Очень подробный рассказ о технике подготовки лыж. Еще раз спасибо
    А с учетом того, что Трифанов показал эту таинственную машину, вообще понятно стало
    грис, да! Сейчас любой по-моему вид спорта очень дорог!
    Раньше в 80е, уж говенные, спортивно- охотничьи, стреляй — не хочу! А сейчас, хочешь трениться, то за свой счёт если нет спонсора!
    snow11, Увы... и да, дрова точно... бедные мальчишки и девчонки пытаются из этого стрелять

    грис, так и я об этом... вы посмотрите на сайтах олимпийского комитета, минспорта — там тучи чиновников сидят на тематике «детский спорт» и на разные лады её окучивают, деньги крутят немеряно... а до мест ничего не доходит
    Евлампий, 50 патронов в месяц от государства на человека. а чтоб кудато попадать нужно еще 550 докупить и инструктора нанять. оклады тренеров смешные, а система премирования позывает выжать из ребенка все, причем максимально быстро пока он в сдюшоре, а что с ним будет в 19 когда он в юниоры перейдет, тренера вобщем уже не волнует.
    с лыжами и смазками глобальных проблем нет. врать не буду ))
    Евлампий, знаю! Сам пару раз бывал! Такие « дрова» выносят! Думаю «как они тренируются»!
    Ну, раньше в каждой районной школе оружейка была и тир!
    Сейчас добавлю классическое «развалили всё»! ))
    Евлампий, это что за школа?
    Рекламодателям Контакты
    Copyright © rusbiathlon.ru (русбиатлон), 2003-20
    РБ – популярный спортивный онлайн сайт, только самые интересные новости спорта в России и мире на сегодня!
    Копирование материалов без ссылки на данный портал запрещено! Сайт для людей старше 16+ лет
    Политика конфиденциальности