Ещё о реформе образования

1033Гриша

В комметариях к блогу о реформе образования от 4.08.11 при сравнении школьных и вузовских программ в России и СССР с другими станами задавались такие вопросы, как: с системами образования каких стран проводилось сравнение; какие параметры выступали эталоном сравнения? Или говорилось о том, что есть много особенностей в образовании «там» — за рубежом — (например, не преподают «лишних» предметов), и у нас. И даже было высказывание о том, что «советский слон самый лучший слон в мире»!

Не знаю, относительно слонов, а то, что советская система образования была признана в мире лучшей, то это известный факт, поэтому и говорили, что «Сталин принял Россию с сохой и оставил её с атомным оружием» (предполагается, что сказано Черчиллем). И это высказывание объективно, т.к. была обеспечена практически поголовная грамотность народа. Если же говорить о критериях, по которым можно было бы сравнивать ситемы образования разных стран, то их достаточно много. Но наиболее объективным критерием в этом случае является показатель степени развития научно-технического потенциала страны. А таким показателем в наш век может быть уровень развития космических исследований. Понятно, что в этой области сконцентрированы все новейшие разработки практически во всех областях знаний. Но в программе освоения космоса СССР безоговорочно обошёл запад вместе с США, а это опережение во всех передовых областях знаний и прикладных вопросах: научной, конструкторской и инженерной мысли, технике, промышленной и космической технологиях, приборостроении, материаловедении. Причём СССР — единственная страна, которая космическую программу полностью осуществляла на своей теоретической и материальной базе. В отличие от США и западных стран, объединявших свои усилия, но безнадёжно отстававших от нас. США используют наши наработки по длительному жизнеобеспечению космонавтов и запускают свои спутники и космонавтов с помощью наших ракет! О нашей развитой космической медицине в Европе и США могли только мечтать, как и в целом о советской медицине.

Что касается так называемых «лишних» предметов, то хорошо сказала «Кошка» в комменте: «Мне кажется, что никакие знания лишними быть не могут! Во-первых, мозг любит тренировку, во-вторых, необходимость в той или иной информации может возникнуть совершенно неожиданно». И показала на личном примере правоту этого положения. Очень показательный пример она привела и в связи с обучением дочери. «Когда дочь была поменьше, замечала — иногда ключевые слова подбирает из ответа, иногда просто гадает»! Вот в этом ГАДАЕТ, которое подметила «Кошка», ключ проблемы — когда есть подсказка в виде выбора варианта правильного ответа, то большая масса учащихся уже ориентируется чисто психологически на угадывание(!) ответа, а не на логическое мышление при решении вопроса. Таким образом, тестовая форма и направлена на ОГРАНИЧЕНИЕ логического мышления у учащихся, если вообще не на исключение этого мышления при обучении!

И ещё раз о количестве предметов. Проведём простой мысленный эксперимент. Допустим, опаздывающему человеку надо быстро добраться до вокзала (аэропорта, пристани), при этом необходимо делать 2-3 пересадки. Если он точно знает маршрут и расписание движения транспорта, то на весь путь он затратит минимальное время при поездке на конечный пункт. А если этой информацией он не располагает, то оптимального решения для движения по маршруту он может не принять (с большой долей вероятности) и не попадёт в нужное время на конечный пункт. Следовательно, можно сделать вывод о том, что лишней информации не бывает. И только всесторонне образованный человек может принимать наиболее грамотные решения в любом вопросе в отличие от ограниченного в своих знаниях человека, который принимает не вполне компетентные решения. А образованность человека определяется гармоничностью полученных им знаний. Вот такие знания и давала советская система образования. Если же человеку достаточно ограниченного количества знаний, то он будет способен решить только ограниченный круг задач. И поручать ему будут решение ограниченного круга вопросов.

    Комментарии 33

    Vik

    А что же у него тогда «неклассическая провокация»? Голосовать за КПРФ?

    Filosof, Гриша — за «ЕдРо». Я призвал не голосовать за них, а Гриша назвал мои слова «классической провокацией»

    Гриша, ты что, «исполнитель режима»?

    Кост, весь режим в стране — исполнители.

    Ирина К.
    Он лишь исполнитель.
    Судя по тому что его подняли из Тюмени то тамошний эксперемент одобрен и распространится на всю страну.

    Ох, Кост, не сыпьте соль на рану чем, кто сейчас в Москве живёт! Новый мэр уже и здесь «развернулся» Правда, пока не знаю, добрался ли он до школ или нет...

    В Тюмени оказывается обкатали будующие реформы в том числе и реформу образования.
    Если есть кто из Тюмени отпишитесь что там на самом деле(я так понял там все стало платным и образавание и медецина).
    « Под эту реформу Собянин даже сформулировал идеологическую платформу. Сформулировал ее по-собянински лаконично и внятно, сведя к нескольким тезисам. Первое: государство сегодня никому ничего не должно. Второе: всякий, кто думает иначе, является носителем антигосударственной психологии нахлебника, и с этим надо решительно кончать. Третье: кончить поможет только рынок, ибо рыночные отношения действуют на всякого рода нахлебников, иждивенцев, дармоедов (короче бюджетников) так же, как дихлофос на тараканов.
    Поскольку единственным реальным внебюджетным источником финансирования для бюджетных учреждений внешкольного образования остается плата за обучение в них детей, то ее подняли в несколько раз. Например, плата за занятия в музыкальной школе скакнула со 120 до 640 руб. в месяц, а кое-где и выше. Разумеется, количество детей в них резко сократилось, что сделало »рыночно обоснованным« сокращение педагогического состава и сдачу освободившихся площадей в опустевших школах в аренду коммерсантам. Что в результате? Полный успех реформ: тратить бюджетных денег стали меньше, и там, где раньше были лишь убытки для казны, появились источники прибыли лично для тех, кто »вписался в рынок«.»

    SvetikSP, теперь понятно, почему Гриша призывает всех «осилить» Маркса и Ленина

    Vik, да и у Ленина дедушка по материнской линии был украинским евреем.

    «Карл Маркс происходил из известной семьи германских раввинов»

    Ну вот, что и требовалось доказать. Никак Гриша не хочет обнародовать свои «сокровенные знания». Прячет от всех, как Гарпагон какой-то. Видать, не доросли мы до этих «передовых мыслей». И кстати, что это всё Маркс да Ленин? Надо хоть Энгельсом разбавлять иногда.

    Так называемый «философ» признал своё невежество в политэкономии, но и тут же захотел изучить её через коммент в блоге – из них и черпает знания (понятен их уровень). Поэтому Маркса и Ленина ему и не осилить.

    Dmitry

    Да, я имею ввиду газету «Завтра». Помнишь, Гриша как-то про «авось» втюхивал? Это прохановские фантазии. Есть ещё у него про Пятую Империю. Думаю, Гриша нас скоро порадует чем-нибудь имперским.

    По поводу монополий. А чего доказывать? Гриша, что, привёл доказательства деятельности монополий? Привёл названия монополий? Доходы монополий? Ничего не привёл. Одни голые слова, как на митинге. А я не могу телегу ставить впереди лошади. Чего я за Гришу должен отдуваться? Пусть нам распишет всё в подробностях, раскроет тему, а там уже, как говорится, будем подумать.

    Филосов, про «Прохановскую газетку» — это «Завтра» что ли? :))
    Вообще я поражаюсь, как этот человек, работая фактически всю жизнь строго языком (причем в деструктивном ключе, ибо его любимый конек — изобличать всех подряд), стал кумиром многих пенсов. Это какой-то просто феномен. Видимо потребности есть такие у людей — почитать чего-нить изобличительное перед сном! :))
    P.S. Философ, ты фан монополий? Я рад за тебя! Думаю, что если мне еще удастся немного продвинуться в карьере, то я тоже может стану их почитателем. :))
    А вот ты можешь доказать Грише и мне заодно, что если бы не монополии, то компьютера у меня на столе не было бы? Очень любопытно.

    Повторяешься, любезный. Обычно, когда сказать нечего, молчат в тряпочку.

    Вынужден повторить, что ему не поумнеть.

    Я так понимаю, что наш «патриот» и дальше будет содержать на свои кровные «алчные монополии». А сколько крокодиловых слёз было пролито...

    Нет, так называемому «философу» не поумнеть.

    Надо бы Грише поменьше читать прохановскую газетёнку. Любит у нас Александр Андреич завернуть что-либо эдакое позаковыристей. А разные безграмотные «энциклопедисты» радостно подхватывают и несут на сайт как истину в последней инстанции. Ещё и других с толку сбивают. Кстати, Гриша, благодаря «алчным монополиям», у тебя имеется компьютер. А операционную систему создал в США ещё один «алчный монополист». Выбрось всё это на помойку. Не дай хищникам ни малейшего шанса.

    Невежество о монополиях, как и обо всём остальном, понятия не имеет, а опять лезет в инет.

    Ну точно, заканчивал наш Автор Забороремонтный институт. Маркса Гриша, конечно же, не читал, иначе бы он знал, что во времена Маркса никаких монополий не было. Но Маркс как-то забыл об этом Грише сказать. Можно,конечно, считать (с натяжкой) монополией Британскую империю 19 века, но где сейчас она... Ау-у-у! Сдулась.

    А чего тут надо еще доказывать? Достаточно просто прочитать всё, что написал Гриша.

    «...где торгуют алчные монополии»? ---Алчные монополии не торгуют — они оккупируют мир и диктуют огромной массе товаров монопольно цены. В то время, как на классическом рынке у разных частников разные цена на одну и ту же продукцию. Читай Маркса, Ленина, изучай матчасть, а потом выходи в инет.

    «...трудно объяснить Гришину вопиющую безграмотность»! ---Такое заявление без доказателства и фактов — не только вопиющая безграмотность, а тупость.

    В нормальных ВУЗах история цивилизации изучается достаточно подробно. Это только в Забороремонтном институте, который, по-видимому, заканчивал Автор данного блога, историю преподают в «концетрированном выражении». Видимо, и остальные предметы тоже. А чего мучать бедных студентов? Всё равно им только гвозди забивать. По мощам и елей.

    И вот интересно, если рынка нет, то где торгуют алчные монополии? Не иначе, по талонам распределяют.

    А «Историю КПСС» (по-студенчески — «кирпич») Автор пусть хранит как зеницу ока и периодически радует нас мощными задвигами из этого славного раритетного издания.

    ГГ. «Начну с гуманитарных. Если бы мы действительно ИЗУЧАЛИ эти предметы, а не дремали на них, то Россия сейчас не вымирала бы. Там же вся история цивилизации дана в концентрированном выражении. И про рынок, которого в мире уже давно нет, и про алчные монополии. » И т.д. Похоже, когда ГГ преподавали эти предметы, то он даже не дремал, он на них спал крепким сном! По-другому трудно объяснить Гришину вопиющую безграмотность!

    Запись в дневнике знакомой от сегодняшнего числа ...«ну чё — 1 сентября...моему почти 10, 3 класс. листаем учебник по окружающему миру, тесты:
    три кита экономики — это: транспорт, строительство, природные богатства, труд, капитал...
    какой обмен товарами показан на схеме: бартер, купля-продажа...
    сумма денег, которую банк выплачивает за хранение сбережений: пенсия, гонорар, пособие, процент
    наверно в таком возрасте полезней и своевременней привить любовь к родине, а не к деньгам...»

    Диман, я согласен с тем, что «СССР до 70-х, и СССР конца 80-х, абсолютно разные страны по уровню конкурентоспособности с капстранами в научно-технической области». Но не полностью. Т.к. работа по выдающейся программе «Энергия»—«Буран» началась в 1976, а производство осуществлялось на машиностроительном заводе с 1980 г.; к 1984 г. был готов первый экземпляр. Космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 г. Обошли мы запад по этой программе и созданию Бурана настолько, что США вместе с западом ещё и сейчас не могут подойти к возможности реализвции подобной программы. Так что в 80-е годы был ещё «порох в пороховницах» и в научном плане, и в производственном.

    Про уровень России «в настоящее время у нас на грани прохождения точки невозврата". ---И так у нас сейчас абсолютно во всём.

    И обращение ко мне: «Объясните Гриша, зачем, например, мне, будущему инженеру-схемотехнику ЭЦВМ надо было изучать полные курсы истории КПСС, химии, физики, высшей математики, философии, политэкономии (при изучении позже экономики промышленности), теоретической механики и т. д.»?

    Начну с гуманитарных. Если бы мы действительно ИЗУЧАЛИ эти предметы, а не дремали на них, то Россия сейчас не вымирала бы. Там же вся история цивилизации дана в концентрированном выражении. И про рынок, которого в мире уже давно нет, и про алчные монополии. А их идеологи изучали эти науки, вплоть до Истории КПСС очень скурпулёзно. Приведу только один пример. Поскольку было сказано, что могильщик капитализма – пролетариат (самая организованная сила), то они сейчас и разрушили эту силу и начали с неё.

    Про остальные науки скажу, что они давалсь для разных специальностей в разном объеме. И относительно их применения сошлюсь тогда (как и вы) тоже на свой пример. Мне полученные знания в Вузе помогают (в том числе и экономика – сейчас без неё никуда), т.к. приходится решать и смежные с профессией вопросы. И более того, читать тоже дополнительную литературу для правильного понимания влияния на нашу продукцию внешних привходящих факторов. Впрочем это хорошо описАла «Кошка» ещё в первом блоге Dmitry. А чтобы кроме акдемизма были и более «приземленные» знания, то для этого есть производственная практика. Но Вуз всему в жизни не научит – он учит тому, чтобы уметь ПРАВИЛЬНО РАЗБИРАТЬСЯ в возникающих вопросах на производстве (технологических, КБ, лаборатории…).

    И самое главное ЗА ОРИЕНТИР И В КАЧЕСТВЕ ПРИМЕРА ВСЕГДА БЕРУТ ВЕРХНЮЮ ПЛАНКУ В ДОСТИЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВА, а не его спад.

    И поводу «шутки». «А новые учебники писались уже непонятно с какой целью. А может быть это была тонкая работа западных спецслужб»? ---Но, увы, это не шутка. Разрушение СССР – это именно рабата западных спецслужб вкупе с пятой колонной внутри. Разве российские миллиардеры не знали, что они ими станут? Знали и оболванивали народ, ставший вымирающим, как оболванивали и интеллигенцию, дремавшую на политэкономии, а в результате ставшую и бичами и бомжами.

    Гриша!
    Есть два известных афоризма:
    1)«Платон мне друг, но истина дороже»;
    2)«Не объять необъятное».
    По поводу первого. Несмотря на совпадение наших с Вами взглядов по ряду вопросов, должен сказать, что практически полностью согласен с комментарием Дмитрия, что СССР до 70-х, и СССР конца 80-х, абсолютно разные страны по уровню конкурентоспособности с капстранами в научно-технической области. А уж про уровень России и говорить не стоит: если ещё в 60-х США и СССР занимали ведущие позиции в мире в области автоматизации и вычислительной техники, то о позиции России уже в 90-х хорошо сказал японский бизнесмен: «Я приехал в Россию с целью выяснить насколько отстала Россия от нас в области компьютеризации и автоматизации. Я немного волновался, т. к. знал, что в этой области у России богатые традиции, но сейчас я спокоен, т. к. убедился, что Россия отстала навсегда.» В настоящее время у нас на грани прохождения точки невозврата находятся авиационная и автомобильная промышленность, общее машиностроение, да и в области пилотируемой космонавтики мы застряли на уровне тех же 60-х — 70-х. Так что гордиться нам давно уж нечем, ещё со времен СССР.
    Теперь по поводу второго афоризма. Если говорить о школьной программе в СССР, то она обеспечивала действительно очень хорошее разностороннее развитие школьников, на уровне лучших в мире, а с учетом охвата всех слоев общества, то лучшее в мире (это мое мнение). Но вот в области прикладного высшего и среднего специального образования (на чем в, общем то, стоит вся промышленность) мы уже в 70-х начали катиться вниз. И заметьте, при одновременном усложнении и увеличении объема учебных программ (с перекосом в сторону академизма). Объясните Гриша, зачем, например, мне, будущему инженеру-схемотехнику ЭЦВМ надо было изучать полные курсы истории КПСС, химии, физики, высшей математики, философии, политэкономии (при изучении позже экономики промышленности), теоретической механики и
    т. д.? А зачем нужен был академический уклон в обучении (в дальнейшем, большинство из нас занимались техобслуживанием готовых устройств). Я проработал более 10 лет конструктором в НИИ, но и там мне пригодились не более 5% знаний, полученных в институте. А ведь «не объять» все с хорошим качеством восприятия, т. к. возможности человеческого мозга ограничены. Вот и приходилось затем, после получения академического образования, всю оставшуюся жизнь самостоятельно заниматься ликвидацией своей профессиональной безграмотности. Но с нашей учебной литературой это было довольно сложно. Где уж тут двигать технический прогресс. Поэтому откровением явилась переводная учебная литература США и других стран Запада, появившаяся в СССР в конце 80-х, где все было описано ясно, доступно и с огромным практическим уклоном. В таком же стиле написаны наши, отечественные, учебники 50-х, начала 60-х, но они, конечно же, морально устаревали. А новые учебники писались уже непонятно с какой целью. А может быть это была тонкая работа западных спецслужб? Шутка, но в каждой шутке может быть доля истины. А факты, по моему мнению, таковы: начиная с 70-х, наше высшее образование и прикладная наука стремительно деградировали, к концу 80-х мы уже на голову отставали от Запада, а реформы научно-технического образования, проводимые юристом Медведевым (слова которого «отлиты в граните»), лишь добивают еле живое тело российской науки.

    Гриша, я объясню, откуда у тебя такое количество противников. Дело в том, что ты и твои оппоненты говорят о разных «Союзах». Ты приводишь в пример СССР 60х, когда мы действительно стояли вровень с Западом во главе с США, а в некоторых областях обгоняли. По крайней мере в самых принципиальных: оборонка и космос. Все это было достигнуто благодаря трудовому подвигу народа при Сталине. Сейчас ситуация другая. Мы выигрываем уже только в том, что никому не нужно. Наука у нас практически выродилась, хотя образованных людей по-прежнему много. Так вот, похоже, что твои оппоненты имеют в виду СССР перед его распадом.

    Поступила новая инфа от моего коллеги по работе. Прожив три года в Германии, жена с ребенком (дочь моего коллеги) срочно переехали обратно в Москву учить ребенка в московской школе.
    Ситуация следующая. Три года назад мужу предложили хорошую работу в небольшой частной фирме. Причем должность была руководящая, зарплата большая (насколько я понял, даже по московским меркам). Потом ситуация резко ухудшилась, фирма распалась. За это время жена тоже успела найти работу, а ребенок освоить немецкий и поучиться в немецкой школе. Сейчас диспозиция следующая. Муж остался в Германии и ищет новую работу. Жена вернулась обратно (в основном из-за того, что не выдержала прелестей западной модели обучения детей — в третьем классе учат считать до 100), но продолжает работать по интернету на немцев, периодически туда выезжая. На жилье накопить не успели, т.к. и срок был небольшой и в силу высокого положения мужа им приходилось «соответствовать» статусу, что вынуждало тратить много денег. Особенность ситуации такова, что по окончании контракта, ты снова оказываешься в положении «понаехавшего гастера», без всяких исключений. Для получения гражданства нужно продержаться значительно больше 3 лет.

    P.S. Ситуация как под копирку напоминает историю моих знакомых в Ванкувере. Тоже распад семьи (у «немцев» он только замаячил по-моему, рад буду ошибаться, но.. уж очень похоже); тоже возврат ребенка в Россию с целью получения нормального образования; тоже один пытается заново обустроиться на родине, а другой продолжает тянуть лямку на чужбине и ждать, когда волосы превратятся в чистое золото (у «канадцев» на в Ванкувере осталась жена).

    >И только всесторонне образованный человек может принимать наиболее грамотные решения в любом вопросе в отличие от ограниченного в своих знаниях человека, который принимает не вполне компетентные решения.

    Хотя я солидарен с Гришей и в этом вопросе, вспомню известный афоризм: «Каждый может принять решение, располагая достаточной информацией. Хороший руководитель принимает решение и при ее нехватке. Идеальный — действует в абсолютном неведении»

    Когда Dmitry поместил блог о реформе образования, я был забанен, поэтому свои комментарии привёл здесь.

    Живое общение

    Фото от читателей · 3112

     Быть воином, жить вечно
     Главный Храм ВС России
     Разве с мамой поспоришь!
     Вулкан Вилючинский, Камчатка
     Камчатка
     Камчатка